МАМОНТОВ Савва Иванович (1841-1918) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

C.И. Мамонтов — промышленник, меценат, собиратель художественной коллеции. Муж Елизаветы Григорьевны Мамонтовой.
Родился в г. Ялуторовске Тобольской губернии 2 октября 1841 г. в семье винного откупщика Ивана Федоровича Мамонтова. В 1849 г. семья Мамонтовых переехала в Москву. Отец мечтал дать сыну хорошее образование, с этой целью был нанят гувернер, выпускник Дерптского университета Ф.Б.Шпехт, который занимался с мальчиком по широкой программе. В дальнейшем Савва Мамонтов учился во Второй московской гимназии, в 1854—1856 гг. — в Петербургском институте корпуса гражданских инженеров, в 1860— 1862 гг. — на юридическом факультете Московского университета. Учеба мало привлекала
юношу, и все свое время он отдавал театру. Поэтому отец счел ненужным дальнейшее обучение сына и отправил его для ведения дел в Баку. Таким образом, с 1862 г. Савва Иванович вопреки собственному желанию вынужден был заняться предпринимательской деятельностью.
В 1865 г. С.И.Мамонтов женился на Елизавете Сапожниковой, принадлежавшей к известному московскому купеческому роду и целиком разделившей все начинания и устремления мужа.
Обладая деловой хваткой, Мамонтов составил крупный капитал на железнодорожном строительстве. При его активном участии были построены дорога Ярославль — Архангельск (расценивалась современниками как выдающийся проект) и Донецкая каменноугольная железная дорога, связавшая Донбасс с Мариупольским портом. Он был главным акционером общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов.
Мамонтов стал одной из примечательных фигур не только в предпринимательском мире, но и в художественной жизни России. 
Менее известна деятельность С.И.Мамонтова как собирателя, хотя его коллекции представляли немалый интерес. Для Саввы Ивановича собирательство было одной из многих граней его кипучей деятельности. И хотя оно не носило целенаправленного характера, как бы сами собой складывались весьма интересные художественные коллекции. Многие вещи были подарены Савве Ивановичу, который дружил едва ли не со всеми ведущими русскими художниками своего времени. Какие-то произведения были написаны по его заказу, что-то приобреталось на художественных рынках и выставках в России и за рубежом.
Произведения, входившие в мамонтовское собрание, находились в московском особняке владельца на Садовой-Спасской и в Абрамцеве.
В 1870 г. Савва Иванович приобрел это имение у дочери Сергея Тимофеевича Аксакова и сохранил в неприкосновенности все, что напоминало об Аксакове и его литературном кружке (мемориальный кабинет, семейные портреты, личные вещи).
С 1881 г. в Абрамцеве начал складываться музей русского народного искусства. Савва Иванович с симпатией отнесся к идее его создания, но коллекционированием старины занималась преимущественно его жена, Елизавета Григорьевна.
В усадьбе подолгу работали известные русские художники. Самым выдающимся произведением в абрамцевском собрании был портрет дочери Саввы Ивановича Веры кисти В.А.Серова — «Девочка с персиками» (1887 г.). Портрет был подарен Серовым Елизавете Григорьевне Мамонтовой и висел в столовой.
Судя по описи, составленной в 1920 г. В.Я.Адарюковым, в собрание входили работы В.А.Серова, А.М.Васнецова, В.М.Васнецова, М.А.Врубеля, ААКиселева, С.А.Коровина, К.А.Коровина, В.Д.Поленова, И.Е.Репина, Н.В.Неврева, И.Н.Крамского. Здесь были представлены не только живописные полотна, но и этюды, акварели, рисунки, гравюры, литографии.
В 1867 г. супруги Мамонтовы поселились в Москве, в доме неподалеку от Сухаревки, подаренном отцом Саввы Ивановича, Иваном Федоровичем. Этот особняк (ныне Садовая-Спасская, д. 6) неоднократно перестраивался и из небольшого двухэтажного постепенно превратился в огромное строение. В конце концов на первом этаже стало пятнадцать комнат, на втором — одиннадцать и четыре — в мезонине. Флигель этого дома был выстроен по проекту М.А.Врубеля. При доме имелся обширный зимний сад.
Интерьеры отличались изысканной отделкой. Потолок столовой и кабинета был украшен мореным дубом, мозаика для пола выписана из Италии, двери покрыты резьбой по рисункам друзей-художников, а мебель изготовлена в Гельсингфорсе.
«Весь ваш дом, конечно, по-старому сильно нравится мне, а в особенности я был поражен, — признавался М.М.Антокольский в письме к хо-зяину дома, — вашей новой столовой: вы настоящий художник. Я редко видел подобные столовые» (б, с. 19).
Одна из комнат служила С.И.Мамонтову мастерской, в которой он выполнил целый ряд своих скульптурных работ.
В московском доме Мамонтова, как и в его подмосковной усадьбе, сложилась крупная коллекция произведений искусства. Ее в основном составляли работы, выполненные художниками Мамонтовского кружка. Некоторые полотна созданы непосредственно в стенах этого дома. Тут у Саввы Ивановича было два кабинета. В малом кабинете находились портреты знаменитых итальянских певцов А.Мазини и Ф.Таманьо работы В.А.Серова (написаны в доме Саввы Ивановича), а также бронзовые бюсты работы М.М. Антокольского «Мефистофель» и «Голова Иоанна Крестителя». Здесь же висела картина В.Г.Перова «Мальчик».
В большом кабинете (он был действительно так велик, что в нем ставили оперы) — картины А.М.Васнецова «Вид Днепра», И.Е.Репина «Портрет Э.А.Сайгина», здесь же возвышалась мраморная скульптура Антокольского «Христос перед Пилатом».
На стенах большого зала висели работы К.А.Коровина «Испанки» и «Корабли», И.С.Остроухова «Вид Севастополя», В.Е.Маковского «Поздравление», Н.А.Ярошенко «Барышни».
Картина В.М.Васнецова «Ковер-самолет» служила главным украшением столовой.
Вдоль парадной лестницы располагались картины В.М.Васнецова — «Витязь на распутье» и «Битва русских со скифами»; полотна К.А.Коровина — «Вид с балкона в Париже» и «Натурщица в мастерской художника».
Кроме того, у Мамонтова была большая коллекция этюдов и рисунков русских художников. В первую очередь это работы друживших с ним В.А.Серова, К.А.Коровина и изделия из майолики М.А.Врубеля.
В собрание входили также коллекция оружия, русские и иностранные монеты, иконы в окладах, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель.
Домашняя библиотека включала художественную литературу и многочисленные издания по изобразительному искусству, а также богатое нотное собрание.
В доме Мамонтова побывал весь цвет московской творческой интеллигенции: архитектор В.А.Гартман, художники В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, И.И.Левитан, В.И.Суриков, В.А.Серов, КА.Коровин, М.А.Врубель и др. Именно в стенах этого дома москвичи впервые услышали голос Ф.И.Шаляпина.
11 сентября 1899 г. в своем доме на Садовой С.И.Мамонтов был арестован и заключен в Таганскую тюрьму за финансовые нарушения. Все его имущество было опечатано. В таком виде дом простоял более двух с половиной лет. В 1901 г. одна из московских газет писала: «Ледяным погребом веет на входящего в просторный вестибюль злополучного здания, гулко раздаются шаги под заиндевевшими сводами, и невольная робость, точно в присутствии покойника, охватывает душу... Тяжелое, похожее на кошмар чувство возбуждает в свежем человеке посещение этой новейшей Помпеи. Не хочется верить в существование сознательного вандализма в просвещенном XX веке. И в душе невольно рождается горячее желание спасти от гибели произведения национального творчества... Если Мамонтов даже и грешен — из этого все-таки не следует, чтобы художественная коллекция, провинившаяся только тем, что с любовью собиралась им, разделила с ним его тяжелую долю» (8, с. 233).
Весной 1902 г. все имущество Саввы Ивановича было распродано для погашения долгов. Благодаря вмешательству В.А.Серова и И.С.Остроу-хова несколько картин приобрела Третьяковская галерея. Некоторые произведения были куплены Русским музеем, какие-то — частными коллекционерами. А.А.Бахрушин на этой распродаже купил причудливой формы рояль, инкрустированный перламутром, который привлек собирателя тем, что именно на этом инструменте в гостиной Мамонтова когда-то учился играть Ф.И.Шаляпин.
В конце 1900 г. Савва Иванович поселился у Бутырской заставы при гончарном заводе «Абрамцево». Это производство, основанное в Абрамцеве в 1889 г., было переведено в Москву еще в 1896 г. Здесь Мамонтов уединенно прожил последние годы жизни. Он занимался художественной керамикой. Изделия мамонтовской мастерской продавались в Москве, были представлены на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. и получили золотую медаль.
С.И.Мамонтов скончался в Москве в доме у Бутырской заставы 24 марта 1918 г. Похоронен в Абрамцеве у Спасской церкви.
Большую часть своего архива Савва Иванович завещал коллекционеру Алексею Александровичу Бахрушину, создателю частного литературно-театрального музея.
Дом Мамонтова на Садовой-Спасской улице сохранился до наших дней; здесь расположен Московский полиграфический институт.
В 1918 г. в усадьбе был создан музей «Абрамцево», унаследовавший все принадлежавшие Мамонтову коллекции. К тому времени тут насчитывалось около двух тысяч экспонатов, в том числе около 200 произведений живописи, более 50 скульптур. Особенно полно были представлены изделия из дерева и тканей.



ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамцево: Художественный кружок.
Живопись. Графика. Скульптура. Театр.
Мастерские. — М., 1988.
2. Бахрушин Ю.А. Воспоминания. —
М., 1994. - С. 145, 219-280, 525, 514, 516.
3. Боханов А.Н. Савва Мамонтов // Вопросы истории. — 1990. — N 11. — С. 48—61.
4. Васнецов В.М. Воспоминания о С.И.Мамонтове // Васнецов В.М. Письма. Дневники. Воспоминания. Документы. Суждения современников. — М., 1981. — С. 242—241.
5. История музея «Абрамцево» в доку
ментах и фактах: 1911 — 1930 гг.: Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». — М., 1990. - Вып. 3.
6. Киселева Е.Г. Дом на Садовой. — М., 1986.
7. Коган Д.Э. Мамонтовский кружок. — М., 1910.
8. Копшицер М.М. Савва Мамонтов. — М., 1912.
9. Мамонтов B.C. Воспоминания о русских художниках: Абрамцевский художественный кружок. — 2-е изд. — М., 1951.
Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены