С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Коллекционеры старой Москвы.
И.С. Исаджанов — купец-предприниматель, собиратель живописи.
Родился в армянской семье в с.Тумбул Нахичеванского уезда Эриванской губернии. Его мать происходила из обедневшего дворянского рода, отец принадлежал к купеческому сословию и вел торговлю с турецким городом Трапезундом. О детских и юношеских годах собирателя сведений не сохранилось. Возможно, он окончил реальное училище.
Участвуя в делах семейного предприятия, Исаджанов с коммерческими целями (торговали, в основном, чаем и табаком) переехал в Москву. Произошло это в 1892—1896 гг. В 1898 г. он основывает собственную фирму и фабрику по производству папиросных гильз, для которых арендует помещение в Рыковом переулке. Однако дело начинающего предпринимателя не было успешным. Позднее он напишет: «Это мое предприятие кончилось для меня очень неудачно, т.е. полным банкротством в 1906 г., когда я был Моск. Коммерческим судом объявлен несостоятельным должником» (2, л. 1). Гильзовое производство с торгов приобрел банковский дом «И.В.Юнкер и К"», и оно успешно просуществовало до революции, возглавляемое служащим банка А.А.Торнеусом, а основатель фирмы перешел на службу в банк. Имя Исаджанова продолжало сохраняться в названии фирмы, и это явилось причиной его преследований при советской власти.
После революции Исаджанов служил в разных советских учреждениях, большею частью связанных с торговлей чаем, используя старинные связи с поставщиками и торговцами. В конце 1920-х—начале 1930-х гг. Исаджанова неоднократно увольняли со службы, лишали пенсионного обеспечения. Заступничество деятелей культуры (А.В.Щусева, А.Е.Архипова, Д.Н.Кардовского, П.П.Кончаловского, И.Э.Грабаря, А.В.Куприна, А.В.Лентулова и др.) помогло ему выжить в годы репрессий.
Начало картинному собранию было положено в Москве. Как можно предположить, первые приобретения были сделаны Исаджановым в 1906 г. Активное формирование коллекции продолжалось до 1917 г. За десять лет было собрано чуть более двухсот произведений искусства. Основу собрания составляли произведения живописи новейшего времени, прежде всего художественного объединения «Бубновый валет».
Исаджанов приобретал картины либо лично у художников, либо на выставках. Его галерея была широко известна в Москве, и многие художники, зная его как горячего поклонника нового искусства, предпочитали отдавать ему свои работы даже за незначительную плату. «Да, — писал П.П.Кончаловский И.И.Машкову летом 1917 г., — Якулов очумел от галереи Исаджанова и, видно, горит желанием попасть туда, ну а Исаджанов дело понимает» (7, с. 180—181).
Собирательство в этом случае ярко рисует нам образ человека, которым двигала прежде всего искренняя любовь как к искусству, так и к творцам этого искусства. Исаджанов относился к особой когорте коллекционеров-подвижников. Приобретая работы своих современников — как правило, еще молодых непризнанных художников, выступающих с новаторскими идеями, — они помогают им выстоять и окрепнуть. И не столько, может, важна их материальная помощь (часто коллекционеры не богаче художников), сколько духовная поддержка. Коллекционер, сопереживая поискам начинающих живописцев, становится участником творческого процесса. Подобное содружество обогащает взаимно: оттачивается художественный вкус коллекционера, а художник в свою очередь, ободренный пониманием и признанием, продолжает с воодушевлением работать. Яркий пример такого союза — коллекционер Сергей Иванович Щукин и французский художник Анри Матисс. Этот феномен хорошо известен в истории искусства. Менее известна роль коллекционера Исаджанова в становлении и развитии объединения «Бубновый валет».
В доме Исаджанова собиралась творческая молодежь, сплотившаяся после выставки 1910 г. в товарищество художников «Бубновый валет». Его учредители — П.П.Кончаловский, И.И.Машков, А.В.Куприн — были в числе самых близких друзей коллекционера. Радушный, гостеприимный и влюбленный в искусство Исаджанов на равных участвовал в их горячих спорах. Более опытный в житейских делах, он всегда первым приходил на помощь в трудные минуты. Не случайно, когда в послереволюционные годы на Исаджанова начались гонения как на представителя имущего класса, в его защиту (мы уже упоминали об этом) выступило немало деятелей культуры.
В 1919 г. собрание Исаджанова, как и подавляющее число московских коллекций, было национализировано. На его основе создали 7-й Пролетарский музей имени А.В.Луначарского. Исаджановская коллекция являлась, вероятно, настолько цельной, что ее почти не дополняли (как это было сделано с другими частными собраниями, давшими жизнь еще нескольким пролетарским музеям). Исаджан Степанович был оставлен при своей коллекции директором музея.
В отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи и в отделе письменных источников Государственного Исторического музея сохранились документы, позволяющие реконструировать одну из ценнейших частных галерей Москвы, сформировавшуюся в начале века.
Исаджановская коллекция состояла из 206 картин и этюдов (из них три — кисти иностранных художников), 24 скульптур, 19 икон, 2 миниатюр.
В картинной галерее имелись работы таких известных мастеров, как А.К.Саврасов, М.А.Врубель, И.И.Левитан, М.В.Нестеров, В.Д.Поленов, И.Е.Репин, В.А.Серов, Б.М.Кустодиев, А.Я.Головин, К.А.Коровин. Как правило, это этюды. Среди названных художников больше всего (15) работ Константина Коровина. Остальные художники представлены либо одной работой (Врубель, Нестеров, Головин), либо тремя.
Картины художников объединения «Бубновый валет» составляли ядро исаджановской галереи: их работ было здесь 125. «Среди московских частных картинных собраний, — отмечалось в документах музейного отдела Наркомпроса, относящихся к 1919 г., — собрание И.С.Исаджанова занимает особое место и имеет ярко выраженный характер благодаря пристрастию Исаджанова к новой русской живописи и скульптуре. Галерея его собрана за последние 10 лет. Несмотря на то, что в ней не замечается особенно строгой системы, выбор Исаджанова нельзя назвать случайным. Восхищение его новой живописью, преимущественно участников выставки «Бубновый валет», вошедших также в состав левой группы «Мир искусства», заставило его за короткий срок накупить большое количество их произведений» (4, л. 133).
«Зал музея, посвященный Кончаловскому, — читаем на страницах журнала «Русское искусство» за 1923 г., — дает довольно полное представление о его творчестве до 1913—1914 гг. Здесь и ранние непритязательные натюрморты, и этюды, и более поздние декоративные, насыщенные красочностью пейзажи России, Прованса, Италии. Здесь необычно впечатляющая сдержанной страстностью, суровой серо-черно-коричневой гаммой «Голова тореадора» (1910 г.) и портрет Якулова, пламенный по цвету, захватывающий стремительным ритмом линий, этими дерзко брошенными на полотно кривыми кинжалами, этой почти гротескной экспрессивностью лица. Здесь и написанные в Сиене пейзажи — запоминается своим лаконизмом черная величественная «Piazza del Сатро». Тут и ряд мастерски сделанных натюрмортов, от декоративно-красочных до «сухих красок», работы фактурной, с наклейками этикеток. В этом зале легко проследить первоначальное воздействие французов на художественные устремления Кончаловского, и здесь и там проглядывают Ван Гог, Матисс, Марке («Piazza del Сатро»)» (8, с. 79).
В галерее Исаджанова было 34 работы П.П.Кончаловского. Не менее представительно здесь демонстрировалось творчество другого ведущего мастера из объединения «Бубновый валет» — И.И.Машкова: его произведений (картин и этюдов) насчитывалось 24. Значительное число произведений принадлежало кисти А.В.Куприна (19) и А.В.Лентулова (14). Кроме того, здесь были картины Д.Д.Бурлюка (5), Р.Р.Фалька (4).
В собрании Исаджанова имелось шесть работ из «степной», или «киргизской» серии картин П.В.Кузнецова.
«Чтобы придать (по словам владельца) более последовательный характер собранию, — как отмечалось в документах советского периода, — сюда вошли произведения Туржанского, Петровичева, Пастернака, бар. Клодта, Коровина, Кустодиева» (4, л. 133).
Скульптура в собрании коллекционера была представлена исключительно работами А.С.Голубкиной и С.Т.Коненкова.
Галерея Исаджанова размещалась в отдельном особняке на Старой Басманной, д. 26. Этот трехэтажный кирпичный дом коллекционер арендовал с середины 1910-х гг. Картинная галерея занимала восемь комнат первых двух этажей. Самая большая комната была отдана картинам П.П.Кончаловского. в двух комнатах размещались работы И.И.Машкова. В отдельных комнатах висели картины А.В.Лентулова, А.В.Куприна. На втором этаже в самой отдаленной комнате находились иконы. Скульптура наполняла все восемь комнат галереи.
Музей в особняке Исаджанова просуществовал недолго. С 1925 г. началось его медленное расформирование, которое завершилось в 1928 г. Лучшие картины из коллекции (около тридцати) попали в Третьяковскую галерею, в том числе такие, как «Сухие краски», «Матадор Мануэль Гарта», «Бой быков», «Портрет художника Георгия Богдановича Якулова», «Комната в Испании» П.П.Кончаловского, «Дождь. В степи», «Стрижка овец» П.В.Кузнецова, «Прогулка в провинциальном городе», «Танцующие» М.Ф.Ларионова, «Нижний Новгород», «У Иверской» А.В.Лентулова, «Женевское озеро», «Яблоки и груши на белом», «Портрет Евгении Ивановны Киркаль-ди», «Портрет Семена Яковлевича Рубановича» И.И.Машкова.
Большая же часть картин разошлась по музеям почти двадцати городов России (Брянск, Владикавказ, Вятка, Вологда, Ельна, Калуга, Нижний Тагил, Омск, Пенза, Рязань, Саратов, Таганрог, Ярославль и др.).
И.С.Исаджанов умер в Москве 21 февраля 1937 г., погребен на Армянском кладбище.
Особняк на Старой Басманной снесен в 1970-е гг.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Битюцкая СИ. Материалы по истории русского собирательства // Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. — Ф. 104,ед.хр. 70,лл. 161-164.
2. Исаджанов И.С Записка в конфликтную комиссию Горстрахкассы // Документы И.С.Исаджанова в личном собрании внука коллекционера Александра Авдеевича Марха-рова-Исаджанова.
3. Регистрационнь1е карточки на собрание И.С.Исаджанова. 1919 г. // Отдел письменных источников Государственного Исторического музея. — Ф. 54,ед.хр. 251,лл. 1—451.
4. Характеристика и каталог собрания И.С.Исаджанова // Отдел письменных источников Государственного Исторического музея. — Ф.54, ед.хр. 239, лл. 133—134.
5. Бабаева Л.М. Из истории национализации московских частных художественных собраний в первые годы советской власти. 1917—1920-е гг. // История СССР. — 1977. -N2.-C.192.
6. Государственная Третьяковская галерея / Каталог живописи XVIII—начала XX века (до 1917 года). - М., 1984. - С. 71, 213, 240, 243, 251, 270-271, 286, 293-294, 381, 480.
7. Кончаловский П.П. Письма к И.И.Машкову / Подг. к печати, предисловие и комментарии И.С.Болотиной // Панорама искусств. - М., 1980. — Вып.З. — С. 162—190.
8. Ромм А. Музей имени Луначарского // Русское искусство. — N 2—3. — С. 79—SO.
9. Третьяковская галерея за десять лет // Правда. — 1928. — 30 января. — С.З.