С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Коллекционеры старой Москвы.
Н.Д. Иванчин-Писарев — писатель, историк, собиратель эстампов и предметов художественной старины.
Родился 30 сентября 1790 г. в Москве в родовитой дворянской семье. Детство провел в имении родителей в селе Рудники Серпуховского уезда Московской губернии. Получил домашнее образование; хорошо знал французский, немецкий, итальянский языки. Хотя гувернерами у мальчика были иностранцы, он с детства живо интересовался русской историей и отечественными древностями.
В 1804 г. Николай поступил на службу: сначала в Московскую контору запасных магазинов, а затем на Московский почтамт, откуда и вышел в отставку в 1814 г. С этих пор он целиком посвятил себя занятиям литературой, историей и коллекционированию. Большую часть времени Н.Д.Иванчин-Писарев проводил в своих любимых Рудниках. В Москве он снимал квартиру в доме госпожи Дурновой в переулке Обуха.
Николай Дмитриевич писал стихи и публиковал их на страницах многих журналов и альманахов. Он был знаком с известными поэтами своего времени. В его «златообрезном» альбоме собраны автографы И.И.Дмитриева, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, П.А.Вяземского, А.П.Буниной, З.А.Волконской, Е.А.Баратынского, Н.И.Гнедича. И, наконец, самый драгоценный — Александра Сергеевича Пушкина: 30 декабря 1828 г. поэт вписал в него стихотворение «Муза».
Под влиянием знаменитой «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина Иванчин-Писарев увлекся исследованием исторического прошлого, опубликовал несколько десятков очерков и статей. Его имя часто встречалось на страницах журнала «Москвитянин», с редакцией которого он активно сотрудничал с 1841 г. При этом показал себя добросовестным, сведущим и пытливым человеком. Особенно высоко ценились его комментарии, в которых содержалось немало точных и ценных сведений.
Ревностно занимаясь изучением прошлого русской земли, Иванчин-Писарев стал собирать различные памятники старины и постепенно превратился в завзятого коллекционера. Собрание Николая Дмитриевича было довольно разнообразным по составу: живописные полотна, рисунки, миниатюры, гравюры, старинные предметы быта, скульптура. К сожалению, известны лишь отдельные произведения, некогда входившие в это обширное собрание. Например, в отделении миниатюр выделялись две работы художника Петито: одна из них изображала королеву Анну Австрийскую с младенцами-сыновьями Людовиком XIV и герцогом Орлеанским, вторая — портрет графини де Фекьер. Причем первая была выполнена на пергаменте, а другая — «писана под эмаль». Обе эти работы когда-то находились в кабинете французского короля, а после революции были приобретены А.Л.Нарышкиным и графом Г.И.Головкиным. От них они перешли к Иванчину-Писареву.
Наиболее ценной частью его коллекции были гравюры.
Когда Михаил Петрович Погодин обратился к Николаю Дмитриевичу с просьбой познакомить читателей журнала «Москвитянин» с его собранием, тот отказался. «Я не могу говорить в своей журнальной статье, — сообщал он И.М.Снегиреву в феврале 1841 г., — об эстампах иначе, как языком фанатика-собирателя — итак, в России меня почтут сумасшедшим» (7, с. 117). Хотя он признавался, что занимается составлением каталога, подводящего итоги четвертьвековой собирательской деятельности, однако составлял этот каталог на французском языке и предполагал печатать его в Париже тиражом в 1 тысячу экземпляров. Выбор французского языка объяснялся тем, что вся терминология по гравировальному искусству была именно французского происхождения и, казалось, не могла быть передана по-русски. Но каталог не был издан.
Результатом работы над каталогом стала публикация нескольких статей, которые показывают глубокие познания автора. В одной из них — «О редчайшем гравированном портрете Лжедимитрия» — он рассказывает об истории происхождения гравюры, характеризует творческую манеру художника Луки Килиана, объясняет обстоятельства, которые сделали ее «ненаходимою» (политические причины), и далее подробно повествует о том, как в его собрании оказался этот редчайший оттиск.
«Мне лестно в качестве охотника и обладателя коллекции редчайших эстампов всех старых и новых школ от начала гравирования, — писал он, — посвятившего 30 лет на составление оной из первейших европейских кабинетов, сообщить любителям художественных редкостей, что драгоценный лист... ныне принадлежит мне и есть один из важнейших в портретном разряде моего собрания...» (5, с. 488). Гравюра первоначально была в собрании госпожи Коллод. В конце XVIII в. всю свою коллекцию эстампов она продала в Россию графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому. После его смерти коллекция досталась А.С.Власову, от которого и поступила в собрание Иванчина-Писарева.
В другой статье — «Портрет Виниуса» — он также знакомит читателя с историей «рождения» произведения, его отличительными особенностями («гравирован чистым резцом без помощи крепкой водки»), пишет о том, как долго искали этот оттиск русские коллекционеры. «Я получил свой из коллекции покойного А.С.Власова вместе с большею частию его редких экземпляров; а он купил его в Париже, после смерти знаменитого охотника Дюрана, за 1200 франков. Известный своими сведениями по исторической части художеств Г.Дютень нашел равный ему только в Голландии, в Королевской коллекции эстампов» (6, с. 390).
Наконец в статье «Две замечательные миниатюры — «Портрет Людовика XIV» и «Портрет Петра Великого» он самым подробным образом раскрывает, как эти великолепные произведения искусства из королевского собрания в Париже попали в Россию и как сложилась их последующая судьба.
Н.Д.Иванчин-Писарев сумел приобрести лучшие гравюры из известных коллекций П.П.Бекетова, А.Г.Головкина, Н.З.Хитрово, Н.Г.Щербатова, А.С.Власова.
Иванчин-Писарев был дружен с Александром Сергеевичем Власовым, их подмосковные усадьбы располагались неподалеку одна от другой. Николай Дмитриевич особенно высоко ценил «гравюрный кабинет» Александра Сергеевича. Они постоянно переписывались, сообщали о своих приобретениях, о новостях на антикварном рынке. «Поздравляю вас с новым приобретенным эстампом, — писал А.С.Власов 3 ноября 1822 г., — а еще более — с продолжением охотничьего стремления к умножению вашего уже значительного собрания... И вы яко настоящий любитель с приумножением еще более соделоваетесь охотником, что в нынешнее время очень редко и с чем паки я вас поздравляю» (1, с. 533).
Николай Дмитриевич был приглашен выступить с публичным докладом, посвященным памяти А.С.Власова, в котором сумел ярко показать его собирательскую деятельность. Благодаря этому мы сегодня можем представить, сколь колоритной фигурой в ряду московских собирателей начала XIX в. был Власов. Эту речь высоко оценила научная общественность: именно за нее автор избран в 1825 г. в члены Общества истории и древностей российских.
Картинная галерея у Иванчина-Писарева была, вероятно, невелика — несколько старинных полотен западноевропейской школы XV—XVII вв. Пять картин он приобрел из коллекции А.С.Власова. Среди рисунков — произведения Рафаэля и Караваджо. В отделе скульптуры насчитывалось тринадцать античных изваяний.
Будучи дружен с владельцем крупнейшего московского Древлехранилища М.П.Погодиным, Иванчин-Писарев в 1847 г. пожертвовал ему старинный кинжал. «Спешу сообщить тебе мою археологическую радость: Тверской летописец. Это еще ничего, но вот европейская драгоценность: кинжал императора Карла V с его именем, годом и короною, резной отличной работы средних веков», — сообщал Погодин С.П.Шевыреву (2, т.9, с. 202).
Н.Д.Иванчин-Писарев умер 25 января 1849 г. в Москве, погребен в Рудниках.
После смерти собирателя вся его коллекция была куплена Григорием Васильевичем Лихачевым за 9 тысяч рублей. В дальнейшем она перешла в руки брата Григория Васильевича — Ивана Васильевича Лихачева.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Барсуков Н.П. Альбом автографов
Н.Д.Иванчина-Писарева. // Старина и но-
визна. - Спб., 1905. — Т. 10. — С. 473-477.
2. Барсуков Н.П. Жизнь и труды Погоди-
на. - Спб., 1889. — Т. 2.- С. 145; 1891. — Т. 4.
- С. 114; Т. 8. - С. 249; 1895. - Т. 9. -С. 201-202.; 1896. - Т. 10. - С. 216; 1902. -Т. 16. - С. 407.
3. Грот К.Я. К биографии И.И.Дмитриева // Известия второго отделения Академии наук. — 1901. — Т. б, кн. 4. — С. 236.
4. Иванчин-Писарев НД. Две значительные миниатюры // Москвитянин. — 1844. -4.2.-N 4.-С. 391-394.
5. Иванчин-Писарев НД. О редчайшем гравированном портрете Лжедимитрия // Москвитянин. — 1842. — 4.2. - N 4. -С. 486—488.
6. Иванчин-Писарев НД. Портрет Виниуса // Москвитянин. — 1844. — Ч. 2. — N 4. - С. 389-391.
7. Письма Н.Д.Иванчина-Писарева к И.М.Снегиреву. / Публикация БЛ.Модзалевского // Известия отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. — 1902. — Т. 7, кн. 4. - С. 66-126.
8. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. — Спб., 1889. — Т. 2. — Столб. 171.
9. Сайтов В.И. Иванчин-Писарев НД. // Русский биографический словарь. — Спб., 1897. -Т. 8.- С. 34-36.