С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Коллекционеры старой Москвы.
М.М. Зайцевский — собиратель художественной коллекции, старопечатных книг и рукописей.
Где и в какой семье родился Зайцевский — неизвестно. «Карьера его, — писал антиквар М.М.Савостин, — началась службой при Большом театре в качестве капельдинера при артистах» (11, с. 40). По свидетельству же коллекционера А.П.Бахрушина, М.М.Зайцевский был слугой в богатом московском доме. Хозяева особняка увлекались коллекционированием произведений искусства и старинных вещей.
Со временем разбогатев, Михаил Михайлович расстался с хозяевами и посвятил себя собирательству; был одним из самых завзятых московских коллекционеров.
Собирать свою коллекцию М.М.Зайцевский начал, по всей вероятности, уже в зрелом возрасте, в 1840-е гг. Сохранились свидетельства о том, что все началось с приобретения им старинных костюмов, некогда принадлежавших артистам Большого театра. Затем собиратель стал бывать на Сухаревке и приходил сюда регулярно в течение полувека.
Здесь же, на Сухаревке, были им куплены и первые книги. Приобретя однажды несколько редких изданий, он узнал у торговца адрес владельца распродававшейся библиотеки и смог купить ее целиком. Гордостью собирателя являлась первопечатная книга «Учение Фомы Аквинского», выпущенная в 1467 г. в Майнце в типографии Шефера, компаньона Гутенберга. Среди редкостей была и рукопись «Декамерона» Боккаччо, написанная по-французски в 1414 г. и украшенная многочисленными рельефными рисунками.На покупку вещей Зайцевский тратил немало средств жены, Олимпиады Ивановны, знаменитой московской портнихи, обшивавшей чуть ли не всю тогдашнюю аристократию.
В поисках новых приобретений Михаил Михайлович ежедневно объезжал все антикварные и букинистические лавки и рынки. Его маршрут был хорошо известен: сначала он посещал на Волхонке часовщиков, потом осматривал мебельные лавки у Александровского сада, затем направлялся на Сухаревку, далее — на Немецкий рынок, оттуда — на Таганку, к Серпуховским, Калужским воротам.
К концу жизни Михаил Михайлович имел одну из самых крупных в Москве художественных коллекций. Собирал Зайцевский буквально все: старопечатные книги, рукописи, картины, гравюры, акварели, миниатюры, серебро, фарфор, стекло, бронзу, эмаль, майолику, ткани, резное дерево, костюмы, кресты, панагии, складни и многое другое.
Огромное и пестрое по своему составу собрание М.М.Зайцевского после его смерти, увы, пошло с молотка. «Начав собирать лет тридцать-тридцать пять тому назад, — писал А.П.Бахрушин, — он мог собрать действительно и много, и недорого, а помер — и полетело это все по всем концам света белого! Сперва продавалось в Москве, цены назначены были наследниками безбожные, а потому и продано было немного; затем повезли в Петербург, там продали много, ценами сперва московскими, а потом с уступкой; что же осталось от Петербурга, привезли в Москву и допродали окончательно» (1, с. 45—46).
На страницах «Художественного журнала» один из современников, сожалея по поводу гибели знаменитого собрания, делился своими впечатлениями от знакомства с ним. Эта публикация позволяет уточнить состав давно утраченной коллекции: ни ее описей, ни каталогов не существовало.
Картинная галерея включала полотна русских и западноевропейских мастеров. Тут были холсты А.Г.Венецианова. Среди работ западных мастеров выделялись картины «Поклонение волхвов» А.ван Остаде, «Менуэт» А.Паламедеса, «Андромеда» Поленбурга, «Святой Иероним» Л.Джордано, «Христос с детьми» Лесюера, пейзажи Берхема, П.Миньяра, Альбани Авиньонского, Марати, П.Брейгеля Младшего, прозванного Адским, Я.Брейгеля Старшего, прозванного Бархатным, Бургиньона.
Графическое собрание Зайцевского было столь велико, что никто даже приблизительно не представлял себе, сколько в нем насчитывалось листов. Современники отмечали хорошую подборку английских гравюр в красках, превосходную пастель с изображением Екатерины II работы неизвестного французского художника.
Миниатюрами в квартире Зайцевского были увешаны целые стены. Среди них привлекали внимание портреты Павла I и Н.И.Новикова.
Михаилу Михайловичу удалось собрать отличную коллекцию старинных хронометров: изделия знаменитых часовых дел мастеров А.Л.Бреге, Нортона, Р.Уарда, Девербери, Жиру, а также часы, заключенные в превосходной работы корпуса французского мастера А.Ш.Буля.
Фарфор у Зайцевского был собран почти со всего света, образцы работы европейских заводов (берлинского, венского, севрского, саксонского). Отечественный фарфор — продукция лучших фарфоровых фабрик, Гарднера и Попова.
Зайцевский собрал много старинного серебра, бронза представлена изделиями эпохи Людовика XVI, которые отличались пышностью формы и роскошной позолотой.
В коллекции привлекала внимание серебряная фигура Ермака, грудь которого была выполнена из огромной цельной жемчужины, а сама скульптура стояла на серебряном блюде XI в. К числу диковинок относился и портрет Екатерины II. Он был искусно собран из немецких слов, составлявших рассказ о ее царствовании. Однако прочитать этот текст можно было лишь с помощью увеличительного стекла.
Ночная лампа с изображением Дианы считалась принадлежавшей некогда Диане де Пуатье — фаворитке французского короля Генриха II. Среди мемориальных реликвий значительную ценность представляли подсвечник из дома сподвижника Петра I Я.В.Брюса, золотой складень с надписью «Моление головы московских стрельцов Матвея Тимофеевича Синягина». Тут находилась конская упряжь, осыпанная бирюзой, украшавшая некогда любимых рысаков А.Г.Орлова-Чесменского, а рядом висели портреты графа: на одном он был изображен верхом на Барсе, на другом — в санях, запряженных Свирепым.
Особый отдел составляли церковные древности: кресты, складни, панагии, наперсники.
В частном музее Зайцевского можно было увидеть и индульгенцию XVI в., и резной архангелогородский комод, и масонские знаки, и чернильницы подьячих, и перстни с часами, и старинные золотые ключи с музыкой, и оклады, унизанные жемчугом, и вериги, и самовары, и скульптуры, и геммы. Однако мало кто видел это собрание. Владелец был из числа тех коллекционеров-затворников, которые таили свои сокровища от постороннего взгляда. Это еще больше разжигало интерес к таинственному собранию, окутывало его романтической тайной.
В 1870—1880-е гг. собрание размещалось в особняке Зайцевского в Хлебном переулке (ныне д. 3), в четырех больших комнатах, а некоторые крупные вещи хранились в амбаре во дворе. Огромная библиотека Михаила Михайловича располагалась во флигеле дома. В первой комнате все стены были завешаны старинными картинами, во второй находились иконы, кресты и складни, в третьей и четвертой — портреты и предметы декоративно-прикладного искусства.
М.М.Зайцевский скончался в Москве в 1885 г. После смерти владельца москвичи впервые смогли познакомиться с этой коллекцией, так как наследники, стремясь наивыгоднейшим образом распродать собрание, в течение трех месяцев показывали его всем желающим. В числе главных покупателей был А.С.Голицын, знаток и любитель старины. Он приобрел основную часть старого серебра, а остатки достались Веригиным и Четвертинским. Эмаль, бронзу, фарфор приобрел известный собиратель Д.А.Постников, в частности большой белый эмалевый древний венец (впоследствии собрание Постникова попало в Русский музей). Часть эмалей купил коллекционер М.П.Боткин.
Иностранные книги, а их у Зайцевского было 739 — на французском, немецком, итальянском и латинском языках, были проданы антиквару В.Г.Готье, составившему и опубликовавшему в 1890 г. их каталог.
К сожалению, очень многие вещи навсегда покинули не только стены особняка Зайцевского, но и нашу страну — были вывезены за границу западными антикварами.
Известно, что какая-то часть собрания продана сыном собирателя, Иваном Михайловичем, Императорскому Историческому музею, а часть принесена ему в дар. В 1890 г. на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде экспонировалось несколько старинных грамот, 46 предметов церковных древностей, оставшихся от этого собрания. В их числе была пелена с изображением крестного хода и икона Божией Матери. Некоторые из них здесь же на выставке купил известный московский коллекционер П.И.Щукин, и впоследствии они тоже попали в Исторический музей.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Бахрушин А.А. Из записной книжки: Кто что собирает. — М., 1916. — С. 113—116.
2. Вздорное Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. - М., 1986. - С. 203, 206-207, 341.
3. Гиляровский В.А. Избранное в двух томах. — Куйбышев, 1965. — Т.2. — С. 63—65.
4. Заболотских Б.В. Книжная Москва: Исторические очерки. — М., 1990. — С. 251 — 252.
5. Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя // Русский библиофил. — 1911. — N 7. — N 452.
6. Каталог выставки Восьмого археологического съезда в Москве. 1890 год. — М., 1890. - С. 4-14.
7. Ровинский Д.А. Подробный словарь рус-
ских гравированных портретов. — Спб., 1889.
- Т.2. - Столб. 171.
8. Романюк С.К. Из истории московских переулков. — М., 1988. — С.196.
9. Труды Восьмого археологического съезда в Москве 1890 г. - М., 1897. - С. 24 2, табл.23.
10. Частный музей древностей Зайцевского в Хлебном переулке // Художественный журнал. - 1887. - Т. 10. - С. 332-333.
11. Щукин П.И. Воспоминания. — М., 1912.
- 4.4. - С. 26, 40-42.
12. Catalogue des livres rares et curieux pro-
venant de la bibliotheque de M.Z...ky. En vente
aux prix marques. — M., 1890.