С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Коллекционеры старой Москвы.
М.А. Голицын — князь, дипломат, библиофил, собиратель художественной коллекции.
Родился в Москве 12 мая 1804 г. в родовитой княжеской семье.
В 1822—1833 гг. Голицын служил в Коллегии иностранных дел, а затем — в ее Архиве. В этот период он сблизился с библиофилами С.А.Соболевским, В.А.Мухановым, Ф.И.Тютчевым. Был дружен с А.О.Смирновой-Россет.
С 1833 г. началась дипломатическая служба М.А.Голицына за границей. Долгие годы он состоял в русской миссии во Флоренции и Риме. В 1856—1860 гг. возглавлял посольство России в Испании.
Живя за границей, М.А.Голицын познакомился почти со всеми выдающимися европейскими музеями, художественными галереями, библиотеками. «С юных лет, — писал близко знавший М.А.Голицына К.М.Гинцбург, — он с особенною любовью предавался наукам и изучению классиков, преимущественно римских, с которыми был знаком основательно... Где только были собраны сокровища человеческого знания и искусства, там он останавливался охотно» (4, с. 8).
Собирать свою коллекцию М.А.Голицын начал в молодые годы. Основу собрания составили произведения искусства, унаследованные от отца. Чаще всего он покупал полотна художников западноевропейской школы. Материальные возможности позволяли ему не останавливаться перед приобретением даже самых дорогих вещей. Он был непременным участником многих аукционов и регулярно посещал антикварные лавки. В результате у него сформировался прекрасный художественный вкус, позволивший исключительно плодотворно заниматься пополнением собственной коллекции.
Сфера внимания М.А.Голицына как коллекционера была достаточно широкой. Его привлекали картины западноевропейских художников, скульптура, археологические памятники, произведения декоративно-прикладного искусства, библиографические редкости. Все это со временем в изобилии было собрано в его особняке в Москве на Волхонке.
Богатейшее личное собрание М.А.Голицын мечтал превратить в общедоступный музей.
Михаил Александрович умер 17 марта 1860 г. в Монпелье и был похоронен в итальянском городе Болонья.
После смерти владельца вся собранная им коллекция, размещавшаяся в фамильном особняке на Волхонке (Малый Знаменский пер.), перешла по наследству его сыну — семнадцатилетнему Сергею.
Сын исполнил волю отца. 26 января 1865 г. в Москве торжественно открылась частная художественная галерея, получившая в честь покойного собирателя наименование Голицынского музея. Музей был общедоступным, открыт по понедельникам, средам и пятницам с двенадцати до четырех часов.
Все заботы о музее взял на себя личный врач Голицыных Карл Маркович Гинцбург. Он подготовил каталог, благодаря чему у нас есть возможность воссоздать былую экспозицию. Она была развернута в пяти залах второго этажа. Одних только картин в ней насчитывалось свыше ста восьмидесяти.
В первом зале посетителей встречали произведения декоративно-прикладного искусства итальянской школы: картины и скульптура, а также бронзовые изделия, найденные при археологических раскопках в Помпее. Среди полотен выделялись картины художников Караваджо, Каналетто, Корреджо, Веронезе, Панини. Не случайно картины итальянских мастеров как бы открывали собою музей. Прожив долгие годы в Риме и во Флоренции, Михаил Александрович особенно хорошо знал итальянское искусство, и оно лучше всего представлено в его коллекции.
Второй зал был посвящен французской школе. За ним следовал зал с картинами немецких, голландских, фламандских живописцев. Предпоследний зал отдан декоративно-прикладному искусству: на стенах висели старинные хронометры, гобелены, а в многочисленных витринах экспонировались вазы, сосуды, кувшины из стекла, фарфора, фаянса, обожженной глины. Фарфоровые изделия представляли искусство мастеров Англии, Германии, Франции, Японии, Китая. Завершался музей залом греческой скульптуры. Особую привлекательность и уют придавала всем залам старинная резная мебель.
Наряду с художественными предметами в коллекции Голицына присутствовало несколько очень ценных мемориальных вещей: охотничий нож в кожаных ножнах с ручкой из слоновой кости, принадлежавший Генриху II, с его портретом, гербом и с вензелем Дианы де Пуатье, его же фаянсовая ваза, две парные вазы французского короля Людовика XVI и его супруги Марии Антуанетты.
Каждый посетитель имел возможность побывать и в голицынской библиотеке. Она содержала до 20 тысяч томов.
Среди «типографических редкостей» в библиотеке Голицына находились две ксилографические книги — «Страдания Спасителя» и «Искусство умирать», несколько инкунабул, в том числе отпечатанных и самим Гутенбергом, а также книги лучших типографов Европы — Альдов, Эльзевиров, Джунтьи, Барбу, Бриндлея, Крапле и др.
Многие вошедшие в состав библиотеки редчайшие издания были приобретены Михаилом Александровичем у известных московских библиофилов — А.С.Власова, М.П.Голицына, А.М.Дмитриева-Мамонова, А.Г.Головкина.
В частном Голицынском музее бывало ежегодно свыше трех тысяч посетителей. Сюда охотно приходили художники, историки, археологи. В музее периодически устраивались выставки новых поступлений. Несколько раз издавались каталоги. Богатый сокровищами особняк стал одним из центров культурной жизни Москвы.
16 марта 1869 г. в стенах Голицынского музея был открыт созванный по инициативе Московского археологического общества Первый всероссийский археологический съезд. С докладами на нем выступали известные ученые: В.В.Вельяминов-Зернов, И.И.Срезневский, М.П.Погодин.
С годами С.М.Голицын постепенно охладел к музею. Возникшие финансовые затруднения побудили его поднять вопрос о распродаже собрания. Русскую общественность весьма встревожили это известие и возможность продажи его за границу. В Москву даже приезжали французские антиквары «торговать музей». К счастью, коллекция была приобретена в 1886 г. Императорским Эрмитажем за 800 тысяч рублей. Москва лишилась прекрасного музея, по словам П.И.Щукина, «обогатив и без того богатые Императорский Эрмитаж и Императорскую Публичную Библиотеку» (17, с. 83).
В Эрмитаже остались наиболее ценные картины, предметы, книги. Большая часть книг из бывшего голицынского собрания была передана в Императорскую Публичную библиотеку. Их оказалось 3276 наименований (более 10 тысяч томов). Редкие издания с гравюрами, книги по искусству и рукописи с миниатюрами пополнили Императорский Эрмитаж.
Пять картин Г.Робера (всего у М.А.Голицына их было 11) поступили в Аничков дворец. Второстепенные полотна отправлены в загородные дворцы под Петербургом. Часть предметов прикладного искусства передана в музей Общества поощрения художеств. Из оставшихся предметов Алексею Петровичу Боголюбову, основателю Радищевского музея в Саратове, было разрешено отобрать все достойное внимания.
К числу наиболее ценных произведений, поступивших в Эрмитаж из упраздненного музея, относились картины итальянской школы («Товий с ангелом» КАллори, «Святой Карл Борромей» О.Борджанни, «Городской вид» Ф.Гварди, «Бык» Ф.Казановы, «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» В.Катены, «Распятие» Б.Луини, «Мужской портрет» Я.Пальмы Старшего, «Портрет пожилой женщины» Себастьяно дель Пьомбо, «Оплакивание Христа» А.Турки, «Благовещение» Д.Чима да Конельяно, «Внутренний вид большой готической церкви» Л.Бизи, «Площадь миланского собора» А.Инганни, «Венецианский вид», «Вид площади с колоннады» Д.Мильяра).
Кроме картин в Эрмитажное собрание влились античные скульптуры, несколько работ французских скульпторов, в том числе две работы Гудона.
Волею судьбы в одном из флигелей перестроенной голицынской усадьбы в январе 1994 г. открылся единственный в своем роде Музей личных коллекций — дань признания заслуг русских коллекционеров перед отечественной культурой.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Веселовский А.Н. Из юношеских дневников // Памяти академика Александра Николаевича Веселовского — Пг., 1921. — С. 43-64,11-126.
2. Внутренние известия // Художественные новости. — 1886. — N 13. — С.379.
3. Внутренние известия // Художественные новости. - 1886. — N 18. - С.498.
4. Гинцбург К.М. Голицынский музей в Москве // Современная летопись (воскресное приложение к «Московским ведомостям»). — 1865. - N 4.
5. Голицын Н.Н. Материалы для полной родословной росписи князей Голицыных. — Киев, 1880.
6. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись: Каталог. — Л., 1976. - ТА.
7. Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя // Русский библиофил. — 1911. — N 6. — N 312.
8. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа. — Л., 1985. — С. 301.
9. Македонская ЕМ. Улица Волхонка, 14.
- М., 1985.
10. Московский Голицынский музей в 1866 году. - М., 1867.
И. Новости // Художественный журнал.
- 1887. - Т.10. - С. 73.
12. Орешников А.В. Мнение известного
французского археолога Франца Ленормана
о бронзовой статуэтке Вакха из Голицын-
ского музея // Древности: Труды Москов-
ского археологического общества. — М., 1885.
- Т.10. — С. 5051, прот. 208.
13. Орешников А.В. О бронзовой статуэтке Вакха, находящейся в музее князя Голицына в Москве // Древности: Труды Московского археологического общества. — М., 1883. - Вып. 2—3. — С. 92, прот. 189.
14. Путеводитель по Москве и ее окрестностям. - М., 1872. — С. 178—186.
15. Серчевский Е. Записки о роде князей Голицыных. — Спб., 1853.
16. Указатель Голицынского музея. /
Сост. К.М.Гинцбург. — М., 1869.
17. Щукин ПМ. Из воспоминаний // Рус-
ский архив. — 1912. — N 5. — С. 83—85.