С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Коллекционеры старой Москвы.
В.В. Голицын — князь, государственный и военный деятель, собиратель художественной коллекции и книг. Двоюродный брат Дмитрия Михайловича Голицына.
Происходил из рода Голицыных. Получил хорошее домашнее образование; владел латинским, немецким, польским и греческим языками. На латыни говорил как на родном языке. Был одним из самых образованных людей своего времени. Выдвинулся при царе Федоре Алексеевиче; получил от него крупные земельные владения, в 1676 г. стал боярином. Принимал участие в защите южных границ России (1676—1677 гг., 1680—1681 гг.), был участником Чигиринских походов (1677—1678 гг.).
После стрелецкого восстания 1682 г. как сторонник Милославских и фаворит Софьи Алексеевны Голицын руководил важнейшими государственными делами. Он возглавлял Пушкарский (1682—1686 гг.), Судный Владимирский (1677— 1680 гг.), Иноземский и Рейтарский (1682—1689 гг.), Посольский, Малороссийский, Смоленский, Новгородский (1682— 1689 гг.) приказы, Устюжскую и Галицкую четверти (1682— 1689 гг.). Занимался разработкой государственной реформы, выступал за развитие сотрудничества со странами Западной Европы. Ему в 1684 г. был дан необыкновенный титул «Царственные большие печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский». В эти годы В.В.Голицын управлял Россией чуть ли не единолично. Иностранцы называли его «Великим».
После дворцового переворота 1689 г. Голицын оказался в опале. Он был лишен боярства, имущества и сослан на Север. Отбывал ссылку в Каргополе, Яренске, Мезени и Кологорах.
В историю Москвы Василий Васильевич вошел как человек, заботившийся о благоустройстве города. По его приказу на всех улицах были сделаны деревянные мостовые, сооружен Каменный мост на Москве-реке «о двенадцати арках», возведены в Кремле здание для Посольского приказа и каменные палаты для присутственных мест. Со времен Голицына широкое распространение получило строительство домов из камня.
Василий Васильевич Голицын олицетворяет ранний период русского собирательства. В его собрании предметы домашнего убранства и собственно коллекции еще не получили четкого разграничения. Однако интерес к памятникам искусства и старины был налицо. В его доме наряду с изделиями русских мастеров находилось немало произведений западноевропейского искусства.
В.В.Голицыну принадлежало в Москве и Подмосковье несколько усадеб. Главным его домом были палаты в Охотном ряду (на участке между Тверской и Большой Дмитровкой).
Дом В.В.Голицына являлся московской достопримечательностью, построен в начале 1680-х гг. Он поражал своей архитектурой и внутренним убранством и воспринимался иностранцами как восьмое чудо света. Достаточно сказать, что длина здания составляла 33 сажени. В доме насчитывалось 53 комнаты, более двухсот дверей и «оконных затворов», железная кровля была вызолочена. Рядом с палатами возвышалась домовая церковь Параскевы Пятницы, соединенная с ними крытой галереей.
«В его обширном московском доме, — писал историк В.О.Ключевский, — все было устроено на европейский лад: в больших залах простенки между окнами были заставлены большими зеркалами, по стенам висели картины, портреты русских и иноземных государей, немецкие географические карты в золоченых рамах; на потолках нарисована была планетная система, множество часов и термометров художественной работы довершали убранство комнат» (8, с. 457).
Одна из комнат, столовая палата — просторное светлое помещение с сорока шестью окнами в два яруса. Простенки между окнами расписаны «цветным аспидом» (то есть «под мрамор») и с одной стороны обиты золочеными немецкими кожами, убраны шпалерами. Украшение зала дополняли пять зеркал, из которых два — в резных золоченых рамах, а одно — в черепаховой оправе. Убранство включало также два серебряных шандала.
По стенам столовой палаты в тяжелых деревянных рамах висело пятнадцать портретов русских царей, от Владимира до Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича. Парсуны были написаны на полотнах и на бумаге и заключены в черные рамы: портреты князя Владимира Мономаха, царей Ивана Васильевича, Федора Ивановича, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича. Федор Алексеевич был изображен на четырех портретах. Тут же — портреты патриархов Никона, Иоакима, изображения иноземных королей. «Три персоны королевских, писаны на полотнах, в черных рамах. Персона Польского короля на коне. В двух рамах персоны Польского короля и королевы его» (4, с. 202). Кроме того, на стенах висело 12 немецких парсун.
На видном месте находились два портрета самого хозяина в богатых золоченых рамах за стеклами. Тут же помещался герб князя В.В.Голицына.
Потолок был затянут «левкашенными подволоками», на которых нарисованы «круг солнца, боги небесные с зодием и с планеты». От солнца, изображенного в центре, на прутах спускалось восьмиконечное паникадило, выполненное из слоновой кости. На потолке, кроме того, «в двадцати клеймах резных позолоченных писаны пророческие и пророчиц лица» (14, с. 98).
Вдоль стен стояло семь скамей, обитых красным (анбургским) сукном. Посреди — три стола, возле которых двадцать два стула. У одной из глухих стен «три завеса на столбах ярко расписаны», а на другой стороне на рундуке органы и домбра большая басистая.
В парадном зале нашлось место и для огромного «о четырех створках» орехового шкафа немецкой работы. На его полках стояла драгоценная посуда: серебряные кубки, кружки, чашки, солонки, хрусталь. Среди них — братина, подарок боярина Василия Ивановича Стрешнева. Своей красотой выделялись яшмовые чашки в сканной золоченой оправе. Были здесь и часы в нарядных футлярах, и дорогие шкатулки.
Другие комнаты обставлены не только обыденной домашней утварью, но и украшены произведениями искусства — портретами, гравюрами, чертежами, зеркалами в дорогих оправах, шкафами с драгоценной посудой. Серебряных изделий у Голицына было до четырехсот пудов. В спальной комнате висели «две личины человеческих каменных арапские».
В.В.Голицын собрал одну из богатейших для своего времени библиотек, отличавшуюся большим разнообразием изданий на русском, польском, латинском, немецком языках. Среди отечественных рукописных книг — летописи, родословные, судебники, повести, «Книга о ратном строе». Из числа немецких — грамматики, описание рыб и зверей, сочинения по истории, геометрии, «воинские уставы голландской земли». В этой библиотеке была книга Иова Лудольфа «Об Абиссинии», поднесенная Голицыну в 1684 г. Рингбером.
Среди рукописей высокую ценность представляли сочинения политического и военного деятеля, писателя и публициста XVI в. Андрея Курбского и славянского ученого-энциклопедиста, писателя и общественного деятеля XVII в. Юрия Крижанича.
В своих палатах хозяин принимал иностранцев, которые неизменно восхищались обстановкой. Французский дипломат Невилль в 1689 г. писал, что в доме Голицына его приняли не хуже, чем при дворе какого-нибудь итальянского князя, а сам дворец по красоте мог сравниться с любым европейским.
В.В.Голицын скончался 21 апреля 1714 г. в с. Кологоры Волоко-Пинежской волости Архангельской губернии. Похоронен в Красногорском Богородицком монастыре, в шестнадцати верстах от Пинеги.
После его высылки из Москвы имущество В.В.Голицына было переписано настолько тщательно, что в опись попали даже «живые рыбы из пруда села Кривцова», «битое стекло в сундуках». «Животы» Голицына разошлись по приказам, монастырям, разным людям. Наиболее ценные предметы попали в Оружейную палату. Среди них — иконы, кресты, паникадила, парсуны, шпалеры, часы, зеркала, музыкальные инструменты, «шкапы»; некоторые из них сохраняются там и поныне.
Отдельные голицынские вещи позднее оказались во многих городах России и Украины: в Феодосийском музее древностей (монеты), в Ростовском музее церковных древностей (иконы), Музее Псковского археологического общества (рукописи Курбского).
Библиотека В.В.Голицына в полном составе поступила в Кремлевский дворец.
Некогда великолепные палаты В.В.Голицына сохранялись до 1930-х гг. В 1918 г. они были по достоинству оценены историками архитектуры; тогда же приняли решение об их реставрации. В 1925 г. были выполнены обмеры здания. В 1930-е гг. началась реконструкция Охотного ряда, и палаты оказались под угрозой сноса. В защиту памятника в 1925 г. в журнале «Строительство Москвы» выступил И.Э.Грабарь. Он предлагал провести реставрацию здания и разбить вокруг него сквер. Однако власти поступили иначе. Палаты были безжалостно снесены в 1933— 1935 гг. при сооружении Дома Совета Труда и Обороны.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Викторов А.Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584— 1725. - М., 1883. - Вып.2. - СА29.
2. Голицын Н.Н. Род князей Голицыных. — Спб., 1892. -Т.1.- С.121.
3. Грабарь И.Э. Древние дома Голицына и Троекурова в Охотном ряду // Грабарь И.Э. О русской архитектуре. — М., 1969. — С. 367-371. 419.
4. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI—XVIII столетиях. — М., 1990. — С. 145-146,201-202.
5. Записки де ла Невилля о Московии: 1689 // Русская старина. — 1891. — N 9. — С. 431.
6. Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя // Русский библиофил. — 1911. — N 6. — N309.
7. Иконников B.C. Опыт русской историографии. - Киев., 1892. — Т. 1, кн.2. — С. 864, 1001,1035,1068, 1075, 1090, 1259, 1285.
8. Ключевский В.О. Курс русской истории. — М., 1908.
9. Козлов В., Седельников В. Конец Охотного ряда // Архитектура и строительство Москвы. - 1990. -N4.-C. 24-28, 32.
10. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа: 1764 —1917. — Л., 1985. - С. 34, 246-247.
11. По Москве: Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям. — М., 1917. - С. 239—240.
12. Пыляев М.И. Старая Москва. — М., 1990. - С. 279-281.
13. Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. — Спб., 1888. — Т. 3.
14. Соловьев СМ. История России с древнейших времен. — М., 1864. — Т. 14. — С. 97—100.
15. Цветаев Д. Сношения с Абиссинией // Русский архив. — 1888. - N 1. — С. 208.
16. Чаянов А.В. Собирательство в старой Москве: Собрания XVI—XVII вв. // Среди коллекционеров. — 1922. — N 1. — С. 26—29.