ГОЛИЦЫН Александр Михайлович (1723-1807) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

A.M. Голицын — государственный деятель, дипломат, меценат, собиратель художественной коллекции. Двоюродный брат Дмитрия Михайловича Голицына.

Родился 6 ноября 1723 г. в семье генерал-адмирала Голицына Михаила Михайловича (Меньшого). Принадлежал к знатному дворянскому роду. Получил дома блестящее образование.

В 1742 г. начал службу по дипломатической части. Вначале был в Голландии (1742— 1749), в 1749—1755 гг. служил в России. Затем — снова в Европе: в 1755—1762 гг. — во Франции, в 1762 г. — в Англии. По возвращении в Россию 9 июля 1762 г. был назначен Екатериной II вице-канцлером и оставался в этой должности до 2 апреля 1775 г. С 1764 г. — действительный тайный советник, с 1775 г.— сенатор и обер-камергер.

21 сентября 1765 г. А.М.Голицын был принят в почетные члены Академии трех знатнейших искусств. С тех пор в Академию стали принимать не только художников, но и любителей искусства.

Выйдя в отставку, А.М.Голицын переехал в Москву. Александр Михайлович, подобно многим своим родственникам, имел художественную коллекцию, основу которой составляли картины западноевропейских мастеров. Ее дополняли скульптура и бронза.

Картины для своего собрания А.М.Голицын покупал за границей. Будучи в Петербурге, он при пополнении коллекции пользовался услугами иностранных корреспондентов. Его собрание создавалось в те же годы, что и Эрмитаж, а сам он, без сомнения, испытал влияние такого коллекционера, как Екатерина И.

«В то же самое время (1769 г. — Прим. авт.) г-н вице-канцлер князь Александр Михайлович Голицын начал собирать картины и благодаря своей корреспонденции выписывать из разных стран. В 1776 году Его сиятельство уже собрал такую большую коллекцию прекрасных картин знаменитых мастеров, что смог устроить пристойную галерею между своим кабинетом и библиотекой», — отмечал Якоб Штелин (6, с. 375). С его же слов известно, что каталог этой частной коллекции был составлен им самим. К сожалению, он не сохранился.

А.М.Голицын был участником многих аукционов. Известно, что в 1774 г. на аукционе, устроенном в Петербурге французским торговцем картинами Фламандом, он купил одно из произведений для своей коллекции.

Среди картин Голицына выделялось полотно Остаде, которое было ему подарено баварским королем. 

Другая картина — кисти Луки Джордано — была подарена Голицыну неаполитанским королем. 

Итальянский граф Натали прислал в 1768 г. в подарок вице-канцлеру картину Амикони, представлявшую «Коронование Ариадны Вакхом».

Парадный портрет А.М.Голицына написал придворный живописец Екатерины II Вигилиус Эриксен. Его бюст в гипсе (1773 г.) и повторение в мраморе (1775 г.) выполнил Ф.И.Шубин. «Шубин, — по словам Якоба Штелина, — выказал себя исполнением нескольких бюстов с натуры с полным сходством выражения и превосходной манерой в драпировке, например, бюста вице-канцлера князя Голицына...» (6, с. 184). Ныне гипсовый бюст находится в Русском музее, а мраморный — в Третьяковской галерее.

После смерти в Вене двоюродного брата, Д.М.Голицына, в качестве его душеприказчика Александр Михайлович занимался устройством больницы, получившей название Голицынской публичной. Будучи в 1788 г. почетным директором крупнейшей в Москве Павловской больницы, он со знанием дела приступил к созданию нового больничного комплекса.

Устройство больницы потребовало немало сил и средств, потому что она «долженствовала служить и в украшение Столицы, и в вечную память покойному, и в честь всей фамилии князей Голицыных» (3, с. 285).

После долгих хлопот удалось за 40 тысяч рублей приобрести участок земли близ Нескучного сада в самом начале Калужской улицы, выходящий на берег Москвы-реки. 20 июля 1796 г. состоялась закладка здания, проект которого был выполнен выдающимся русским архитектором М.Ф.Казаковым.

Между Калужской улицей и Москвой-рекой в 1796—1802 гг. возник целый архитектурный ансамбль. Главное здание, выдержанное в стиле классицизма, имело большой парадный двор — курдонер. Центральная часть его фасада была выделена храмом-ротондой, украшенным ионической колоннадой. Боковые флигели, фланкировавшие парадный двор, выходили на красную линию улицы. Позади больничного корпуса до самой реки спускался сад с многочисленными оранжереями, беседками, клумбами. Берег реки был одет в камень, а по бокам набережной возведены две беседки.

Больница открылась в торжественной обстановке 22 июля 1802 г. Первоначально она была рассчитана на пятьдесят человек. Как того и желал завещатель — Д.М.Голицын, здесь оказывалась безвозмездная медицинская помощь всем неимущим — русским и иностранцам.

А.М.Голицын позаботился об увековечении памяти Д.М.Голицына. В склепе больничной церкви было устроено захоронение его останков, привезенных из Вены. Высокохудожественное надгробие выполнено скульпторами Ф.Г.Гордеевым и Ф.Цунером.

В зале для посетителей на видном месте был портрет Д.М.Голицына работы Ф.Г.Друэ Младшего. Позднее рядом с ним помещались портреты всех почетных попечителей больницы из рода Голицыных.

При больничном храме Александр Михайлович завел хор из своих крепостных. По преданию, этот хор был настолько хорош, что сюда приезжали любители церковного пения со всей Москвы.

В 1803 г. А.М.Голицын открыл при больнице богадельню на тридцать человек. Примерно в это время Александр Михайлович в больничном парке заложил еще одно каменное двухэтажное здание. Оно предназначалось специально для художественной коллекции. «Любя искусство, князь Александр Михайлович, — говорилось в книге, посвященной истории больницы, — начал постройку для картинной галереи особого двухэтажного корпуса с тем, чтобы в нем были помещены все сокровища искусства, которые князь собирал всю свою жизнь, обладая знаниями и отменным вкусом. Ему хотелось дать возможность молодым русским художникам изучать на родине искусство по классическим образцам» (10, с. 18).

В дополнении к завещанию от 23 декабря 1804 г. Александр Михайлович писал: «... в статье третьей, имея же знатное собрание оригинальных картин, скульптуры, мраморные и литые бронзовые фигуры с их пьедесталами, которые яко редкости собирал я долговременно, получал случайно и от дружбы покойного двоюродного брата моего и друга князя Димитрия Михайловича Голицына и приобретал оные не малым иждивением и кои в жизни моей праздное время занимали и доставляли мне удовольствие. Размышлял я долго, каким бы образом и кому оставить без раздробления столь полную и знаменитыми живописцами составляющую коллекцию? Думал я так: «Ежели оставить оныя моим наследникам или моим ближним воспитанникам, в таком случае вся коллекция раздроблена бы была на разные и многие части, а вместе, как я тогда желал, сохраниться бы не могла» (9, с. 105).

Однако он не успел достроить картинную галерею. А.М.Голицын умер в Москве 15 ноября 1807 г. Погребен в склепе под церковью Голицынской больницы, рядом с Дмитрием Михайловичем Голицыным.

Так же как и Д.М.Голицын, Александр Михайлович все свое имущество, в том числе и художественную коллекцию, завещал больнице.

В 1809 г. во главе лечебницы стал племянник Александра Михайловича — действительный тайный советник, попечитель Московского учебного округа Сергей Михайлович Голицын. Он возглавлял больницу пятьдесят два года. Выполняя волю Александра Михайловича, он в первую очередь достроил картинную галерею. В 1809 г. работы были завершены и в этом здании открылась первая в Москве общедоступная галерея западноевропейского искусства.

В галерее было представлено 477 картин, кроме того — мраморные и бронзовые статуи, скульптурные группы, бюсты, вазы, тумбы, а также яшмовые «фигуры, вазы, и проч.» из собраний Дмитрия Михайловича и Александра Михайловича Голицыных.

Галерея открылась в мае 1810 г. В своем завещании Александр Михайлович выразил пожелание, чтобы галерея стала общедоступной, «кроме крестьян и в лапти обутых, совсем не понимающих изящности художества» (10, с. 21). В завещании оговаривался порядок работы художников-копиистов; предписывалось, как встречать знаменитых российских и иностранных особ. При галерее назначался особый штат.

В 1812 г., когда Москва была занята французами, погибло немало музейных коллекций и частных собраний. Картинная галерея при Голицынской больнице сохранилась полностью, так как медицинский персонал оказывал помощь и русским и французским раненым.

Однако первая московская картинная галерея просуществовала всего восемь лет. Попечитель больницы, Сергей Михайлович Голицын, посчитал необходимым распродать галерею, а на вырученные деньги расширить больницу. В 1816 г. он обратился за разрешением к императрице Марии Федоровне. Разрешение было получено, галерея закрыта, и началась ее распродажа с аукционов. Живописные произведения из личных собраний Голицыных перешли в руки многих московских коллекционеров; некоторые из них попали за границу.

В период с 20 февраля 1817-го по 26 февраля 1818 г. прошло двадцать восемь аукционов. На них было продано 323 картины и 66 предметов искусства. Кроме картин продавались статуи, мраморные и бронзовые бюсты. Всего на аукционах присутствовало 55 покупателей. Лучшие вещи голицынской галереи украсили частные собрания известных московских коллекционеров: Н.Б.Юсупова, А.С.Власова, Ф.С.Мосолова, М.П.Голицына, И.В.Черткова, М.А.Голицына.

Оставшиеся не проданными свыше 140 картин были разыграны 29 декабря 1819 г. в лотерею. Чистая выручка составила 276505 рублей. «Просторные и высокие палаты корпуса, где помещалась картинная галерея, со следующего года уже были отведены под летнее мужское отделение» (10, с. 36).

Сохранились в больнице лишь портреты ее почетных попечителей из рода Голицыных.

Корпуса Голицынской больницы стоят и сегодня. Уцелело и здание, в котором когда-то располагалась картинная галерея.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


1. Брук Я.В. Из истории художественного собирательства в XIX веке // Государственная Третьяковская галерея: 1856—1917. -Л., 1981. - С.24, 48.

2. Власов П.В. Обитель милосердия. — М., 1991. - С. 40-45.

3. [Гастев М.] Материалы для полной и сравнительной статистики Москвы. — М., 1841. - 4.1. - С. 281-293.

4. Голицын A.M. // Русские портреты XV11I-X1X столетий. — Спб., 1905. — Т.1,вып.З -N87.

5. Голицын Н.Н. Род князей Голицыных. - Спб., 1892 - Т.1 - С.139.

6. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. — М., 1990. — Т.1. — С.85, 152, 156, 182, 194, 374, 380, 407, 409.

7. По Москве: Прогулки по Москве и ее

художественным и просветительным учреждениям. — М., 1917. — С. 330.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены