ВЛАСОВ Александр Сергеевич (1777-1825) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

А.С. Власов — камергер двора, библиофил, собиратель живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства.

Родился в знатной дворянской семье. Род Власовых известен с начала XVII столетия. Его отец служил при дворе и имел чин действительного статского советника. Воспитывался мальчик дома. В возрасте пяти лет записан в лейб-гвардии Семеновский полк.

Карьера А.С.Власова началась в том же полку, когда ему исполнилось двадцать лет. Шла служба весьма исправно: Александр Сергеевич получал звание за званием, в 1806 г. был произведен в капитаны и тогда же вышел в отставку, получив при этом чин действительного камергера.

Служба Александра Сергеевича проходила в Петербурге при царском дворе, что позволило ему познакомиться со многими собраниями произведений искусства, и в частности, с коллекцией Императорского Эрмитажа. 

Знакомство с сокровищами Эрмитажа натолкнуло Власова на мысль о создании личной коллекции. Поскольку больших средств у него не было, то для начала выбор его пал на относительно недорогие эстампы. Александр Сергеевич стал собирать гравюры с тех живописных произведений, оригиналы которых хранились в Эрмитаже. Скоро, войдя во вкус, он стал охотиться за редкими и высококачественными оттисками.

Страсть к собирательству укрепилась во Власове после знакомства с князем Александром Михайловичем Белосельским-Белозерским, известным дипломатом и коллекционером. В 1805 г. они породнились: Александр Сергеевич женился на дочери Белосельского-Белозерского (от второго брака), Марии. Первой же дочерью князя была знаменитая Зинаида Александровна Волконская. Богатое приданое Марии Александровны позволило Власову оставить службу, переехать в Москву и всецело посвятить себя коллекционированию.

«Вполне удовлетворенный собранием эстампов, которых многие отпечатки признаны ненаходимыми, — отмечал один из современников, — Власов сделался страстным охотником до картин, резных камней, манускриптов и редких изданий книг» (2, с. 291). Ему посчастливилось приобрести почти полностью художественную коллекцию графа А.Г.Головкина (картины, гравюры, библиотеку, рукописи), а также графическое собрание Маслова, много живописных полотен при распродаже известной Голицынской картинной галереи. В его коллекцию перешло немало произведений искусства и книг из фамильного собрания Н.Ф.Хитрово.

Важнейшим источником пополнения коллекции А.С.Власова были его приобретения на заграничных аукционах. «Комиссионеры Власова жили безвыездно в Париже, во многих городах Италии и присылали все, что продавалось там редчайшего в отношении искусств» (2, с. 298). Причем, располагая значительными средствами, Александр Сергеевич порою даже перекупал вещи, предназначавшиеся для царствующих особ. В Италии для него было приобретено несколько работ из знаменитой коллекции Медичи. Резные камни поступили к нему из коллекций герцога Орлеанского, Одескальчи, Рикарди. Из кабинета герцога Орлеанского он получил картины «Иоанн Евангелист» и «Орест». Во Флоренции для него была приобретена картина «Богоматерь со спящим младенцем и малолетним Иоанном Крестителем» работы Рафаэля. Последнюю он считал лучшим произведением искусства в своем собрании.

За короткий срок Александр Сергеевич Власов сумел сформировать одну из крупнейших в Москве своего времени художественных галерей. В его доме побывали многие известные деятели русской культуры. Подробное описание коллекции оставил собиратель и журналист Павел Петрович Свиньин. Его воспоминания относятся к 1819 г. Он подробно пишет о собрании эстампов, картин, бронзы, камней и книг.

Известный историк А.Ф.Малиновский отмечал, что в особняке Власова «находились все предметы изящных искусств, с разборчивым вкусом собранные: книги, эстампы, живописные картины, резные камни, бронзы и мраморы. Не гоняясь за многочисленностью редкостей, он придерживался превосходства во всех родах» (6, с. 164).

А.С.Власов дважды издавал каталоги своего собрания, выходившие в Москве на французском языке в 1819 и 1821 гг. Они печатались малыми тиражами и распространялись среди узкого круга друзей, а также предназначались зарубежным комиссионерам. Эти издания давно стали величайшей библиографической редкостью. И хотя коллекции Власова больше не существует, эти каталоги, а также свидетельства современников позволяют достаточно полно представить ее состав.

Самая значительная часть власовской коллекции — картинная галерея и библиотека. Достаточно сказать, что он владел такими шедеврами мирового искусства, как полотно Леонардо да Винчи «Святое семейство», картина Рафаэля «Богоматерь со спящим младенцем и малолетним Иоанном Крестителем»; произведениями кисти Рубенса, Рембрандта. Под стать им были и многие другие картины, среди авторов которых — Брейгель Бархатный, Тенирс Младший, Босх, Корреджо, С.Роза, Карло Дольчи, Остаде, Воуверман, Рюисдаль, Терборх и др. 

«Портфели эстампов его, — отмечает в своем «Обозрении Москвы» А.Ф. Малиновский, — вмещали в себе все, что только ознаменовано неизменным достоинством, правильностью рисунка и красивостью оттисков» (6, с. 164). Отделение гравюр включало листы прекрасной сохранности, гравированные Дюрером, М.Антонио, Карраччи, Рембрандтом, Л.Борстерманом, Р.Нантеем. Тут были и листы работы Белля, Бервика, Блотелинга, Броуна, Клерка, Дориньи, Массона, Клода, Смита, Вишера, Вивареса и др.

Современники особо выделяли собрание резных камей А.С.Власова. Многие из них были выполнены древнегреческими мастерами. Украшением этой части собрания была редкой красоты камея «Голова Тиберия», вырезанная на редчайшем трехцветном ониксе. Одна из камей — «Орфей, окруженный животными» — была подписной, выполнена мастерами Кайлюсом и Леппером. Особым изяществом отличались камеи «Алкс, несущий тело Ахиллесово» и «Минервина голова». Среди редкостей собрания были камеи, резанные известным мастером Меллином. Десятки камей попали к Власову из известнейших европейских собраний и описаны в литературе XVIII в.

В коллекцию бронзы входили античные памятники: скульптурные группы, изображавшие «похищение Деианиры»; Геркулеса, поражающего кентавра; Геркулеса, налагающего цепи на Цербера; большая античная ваза, украшенная сценами жертвоприношения. Известно, что ранее эта ваза находилась в собрании И.И.Шувалова, потом перешла к А.Г.Головкину, а от него — к Власову.

Библиотека Александра Сергеевича включала в основном редчайшие и очень ценные книги, например, книгу В.Дуранде, которая отпечатана на пергаменте еще в 1439 г. Тут были сочинения Платона, выпущенные в свет в 1472 г., Сенеки — в 1475 г., Гомера — в 1488 г. Многие книги этого собрания иллюстрированы прекрасными гравюрами. Власову принадлежало также полное собрание Дидо с гравюрами. Многочисленными иллюстрациями отличалось описание музея Ребильяра и Лорана.

Парижские антиквары в своих каталогах не раз ссылались на библиотеку Власова как на место хранения редчайших книг. В этом книжном собрании были издания, подготовленные для подношения царским особам и потому существующие всего в одном экземпляре.

Составной частью собрания А.С.Власова была ботаническая коллекция. Среди экзотических и тропических растений выделялись сто два померанцевых дерева, одно из которых было столь велико, что под его раскидистой кроной накрывали стол на 25 персон.

Прямо в оранжереях находились вольеры с декоративными и певчими птицами редких пород.

Александр Сергеевич был не просто владельцем, но и глубоким знатоком всей своей коллекции. Об этом свидетельствуют его письма к Н.Д.Иванчину-Писареву. В них содержатся оценка многих произведений искусства, сведения о новой литературе, характеристики частных собраний, особенно много уделено внимания его любимым эстампам.

А.С.Власов умер в Москве 28 января 1825 г.

Исключительно ценная коллекция была большей частью распродана после смерти хозяина: в 1826 г. часть собрания разыграна в лотерею, оставшиеся произведения искусства проданы с аукциона в 1830 г. С этой целью были изданы еще три каталога власовского собрания. Они вышли в свет в Москве на французском языке в 1826 г. и на русском — в 1826 и 1830 гг. Коллекцию эстампов и пять живописных полотен приобрел друг Власова, Н.Д.ИванчинПисарев. Впоследствии графические листы попали к Д.А.Ровинскому. Отдельные предметы достались коллекционерам П.Ф.Карабанову и М.А.Голицыну. В дальнейшем собрания Ровинского, Карабанова и Голицына практически полностью поступили в крупнейшие российские музеи.

Не исключено, что какая-то часть коллекции перешла в собрание Зинаиды Александровны Волконской, приходившейся коллекционеру близкой родственницей. В частности, она увезла в Италию все померанцевые деревья. К этому необходимо добавить, что З.А.Волконская покинула Россию вместе с вдовой Власова, Марией Александровной.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены