БАСНИН Василий Николаевич (1799-1876) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

В.Н. Баснин — купец, меценат, библиофил, собиратель гравюр. Отец Николая Васильевича Баснина.

Родился 16 декабря 1799 г. в Иркутске в просвещенной купеческой семье. Начальное образование получил в домашнем кругу. В двенадцать лет был отправлен в Кяхту, где находилась главная контора «Торгового дома Басниных». Баснины занимались торговлей сибирскими мехами и чаем. В 1831—1850 гг. Василий Николаевич возглавлял семейную фирму.

Энергичный и деятельный коммерсант, В.Н.Баснин был известен в Иркутске и своей общественной деятельностью. Он избирался городским головой (в 1850—1852 гг.), состоял членом различных комитетов и благотворительных организаций. Тесные узы связывали его со многими декабристами, отбывавшими в Сибири годы ссылки. Впоследствии с некоторыми из них он переписывался.

От отца, Николая Тимофеевича, и дяди, Петра Тимофеевича, Василий унаследовал любовь к книгам, искусству, музыке, литературе, истории. Дом Басниных был одним из центров культурной жизни Иркутска.

Наделенный природной страстью к исследованиям, Василий Николаевич в течение многих лет проводил метеорологические наблюдения, одним из первых в Сибири занялся акклиматизацией плодовых культур, заложил в Иркутске первый фруктовый сад. Составляя гербарий даурской флоры, он открыл неизвестный вид растения, который и сейчас носит название Nymphea Basniniana. В 1851 г. он был избран членом Русского географического общества.

Один из современников писал о Баснине, что «умственно он развился благодаря необыкновенной охоте к чтению и врожденной замечательной любознательности и энергии» (8, с. 134). Библиотека и коллекция гравюр, которые он собрал в Иркутске, не знали себе равных в Сибири. Собирать он их начал в ранней молодости.

С 1820-х гг. В.Н.Баснин увлекся коллекционированием гравюр. Ему исполнилось семь лет, когда он впервые увидел гравюры у своего дяди Петра Тимофеевича. Листы, которые запали в душу мальчика, были посвящены истории сооружения в Санкт-Петербурге знаменитого памятника Петру Великому и привезены П.Т.Басниным в 1806 г. из Петербурга. Отец также имел гравюры: у него были, например, гравированные листы с видами Саровской пустыни, подаренные ему настоятелем монастыря. Поэтому неудивительно, что предметом коллекционирования молодого Баснина стали именно гравюры.

Часто бывая по делам на Нижегородской ярмарке, в Москве, в Петербурге, Баснин имел возможность приобретать гравированные листы. По собственному признанию собирателя, гравюры «первоначально и глав-нейше я выменял из московского магазина итальянца Неут на бывшие у меня китайские вещи, а потом покупал уже за деньги» (8, с. 135). Известно, что картины он приобретал на выставках, которые старался не пропускать, бывая в столицах. В 1828 г. он писал из Петербурга жене Елизавете Осиповне: «Пред обедом я был в выставке разных художественных отечественных произведений... Я купил картину, изображающую очень натурально персик (за 50 р.) и 3 прекраснейшие картины, из гипса вытесненные, изображение и работа известного художника графа Толстого (за все 35 p.)» (1, ед. хр. 10, л. 53). Выписывал он гравюры для своего собрания и из Рима.

В его иркутский дом постоянно приходили посылки с книгами, журналами, гравюрами. Возвращаясь из очередной поездки в Европу, он, как правило, привозил книги целыми ящиками, а гравюры — толстыми папками.

Василий Николаевич был обладателем прекраснейшей библиотеки. Универсальная по составу, она к 1858 г. насчитывала около 12 тысяч книг и множество комплектов русских журналов и газет. Особое место в ней занимали книги XVIII в. кирилловской печати: они достались ему от отца, страстного книгочея.

Будучи тонким ценителем музыки, Баснин имел в своей библиотеке богатое нотное собрание. Любительский оркестр, созданный Басниным, устраивал в городе публичные концерты.

Раздел «Сибирика» включал почти все издания на эту тему, вышедшие в конце XVIII—первой половине XIX в. В отделе истории выделялась солидная подборка книг, посвященная Отечественной войне 1812 г. Среди раритетов баснинского собрания было первое посмертное издание А.Н.Радищева (тираж почти полностью погиб во время пожара Москвы в 1812 г.).

В рукописном отделе библиотеки за много лет собраны разнообразные материалы (карты, планы, чертежи, документы, летописи, хроники и др.), касающиеся истории Иркутска и Сибири, а также русско-китайской торговли.

Коллекция гравюр включала работы отечественных и западноевропейских мастеров. Особой любовью Баснина пользовались портреты русских государственных деятелей, церковных иерархов, сибирских знаменитостей, виды городов (особенно полно был представлен Петербург) и достопримечательности России (в том числе изображения монастырей и храмов), знаменательные события отечественной истории. Однако большую часть собрания составляли гравюры по мотивам картин известнейших западноевропейских мастеров, в частности Леонардо да Винчи, Рафаэля, Корреджо. Одним из лучших был лист «Тайная вечеря», гравированный Рафаэлем Моргеном.

Коллекция постоянно пополнялась гравюрами с изображением современных событий. К примеру, хорошо были представлены события Крымской войны.

Кроме гравюр в баснинском собрании хранились рисунки, акварели и картины, написанные маслом. Среди них выделялись работы художников-декабристов, особенно три альбома. Один включал акварельные и карандашные рисунки Н.А.Бестужева, П.И.Борисова, Д.И.Завалишина, А.И.Якубовича и др. Этот альбом попал к Баснину от владельца, сибирского врача А.И.Орлова. Два других были заказаны коллекционером братьям Борисовым: замечательный рисовальщик, Петр Иванович выполнил акварельные рисунки птиц, обитающих в Восточной Сибири (двадцать изображений), Андрей Иванович, мастер переплетного дела, оформил альбомы с большим искусством.

С любовью собирал Василий Николаевич изображения Сибири. В его коллекции были работы современных мастеров, подаренные коллекционеру. В том числе рисунок английского архитектора Т.-Г.Аткинсона, выполненный им в 1849 г. во время его путешествия по азиатской части России.

Как бы дополнением к художественной коллекции служила фамильная портретная галерея. В ней были портреты маслом иркутского художника-самоучки Михаила Васильева и акварели декабриста Николая Бестужева (особенно интересен портрет сына коллекционера, Сережи Баснина).

Книгохранилище Баснина было доступно в Иркутске всем желающим: оно располагалось в отдельном доме усадьбы, находившейся в центре города на улице Баснинской. В 1845 г. владелец начал составлять каталог библиотеки и графического собрания. К этой работе он привлек декабристов А.И. и П.И.Борисовых, а также А.З.Муравьева, живших на поселении вблизи Иркутска в деревне Разводной.

Артамон Захарович Муравьев начал по просьбе собирателя переводить надписи с иностранных гравюр и записывать их в каталог, получивший название «Описание гравюр, акварелей и китайских рисунков, масляных картин и тому подобного в собрании почетного гражданина В.Н.Баснина в Иркутске». Программу описания составил сам коллекционер. Она включала двенадцать пунктов и давала исчерпывающий материал о каждом листе (его размеры, род гравировки, «манеру», материал, имя художника, гравера и даже ссылки на литературу, где данная гравюра упоминается). В 1846 г. декабрист умер. Его записи прервались на 207 номере. Позже эту работу продолжил сам коллекционер: второй части он дал название «Краткое продолжение подробной росписи гравюрам, кончившейся 207 номером, и краткое описание гравюр, находящихся в переплетенных книгах. Иркутск. С 12 апреля 1855 г.». Всего в каталоге было описано свыше восемнадцати тысяч гравюр.

Андрей Иванович Борисов окантовывал гравюры и переплетал книги и журналы. (Материалы и инструменты для переплетных работ Баснин привозил из Петербурга.) «Теперь я стараюсь библиотеку мою пере-плесть, а гравюры наклеить на карт, бумагу, чтобы спасти от истребления при неосторожности любопытных лиц», — сообщал своему корреспонденту в письме от 30 июля 1845 г. Баснин (8, с. 135).

В 1858 г. Баснины переехали в Москву. Свою замечательную библиотеку Василий Николаевич подарил семинарии, оставив себе только книги по искусству. А коллекцию гравюр взял в Москву, где продолжал пополнять. В Москве Баснин занялся разборкой рукописного собрания и подготовил ряд материалов для публикации в «Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских».

Московская квартира Басниных находилась в районе Пресненских прудов, и любимым местом прогулки Василия Николаевича был Зоологический сад.

В.Н.Баснин умер в Москве 29 января 1876 г. Похоронен в Алексеевской женском монастыре.

Коллекцию гравюр и рисунков, фамильные портреты и личный архив Василия Николаевича унаследовал его сын Николай Васильевич.

Рукописное собрание по истории Сибири после смерти собирателя его наследники передали в Главный архив Министерства иностранных дел (ныне — в Российском государственном архиве древних актов).

Книжное собрание, оставленное в Иркутске, после закрытия семинарии перешло в Иркутский университет и ныне хранится в отделе редкой книги университетской библиотеки.

 

Источники и литература

  1. Отдел письменных источников Государственного Исторического музея. — Ф. 282, ед. хр. 282; Ф. 469, ед. хр. 10, 12, 36.
  2. Азадовский М.К. Очерки литературы икулътуры в Сибири. — Иркутск, 1947. — Вып.1 - С. 16-27, 20, 22, 51, 132, 145—146.
  3. Баснин В.Н. // Русский биографический словарь. — Спб., 1900. — «Алексеевский -Бестужев-Рюмин» [Т.2]. — С. 561.
  4. Баснин В.Н. : Некролог // Иллюстрированная газета. — 1876. — N 16. — С. 128.
  5. Боннер А.Г. Бесценные сокровища. — Иркутск, 1979. - С. 149-164.
  6. Громов П., Щукин Н. В.Н.Баснин : Некролог // Иркутские епархиальные ведомости. - 1876. -N27.- С. 373-382.
  7. Иконников B.C. Опыт русской историографии. - Киев, 1891-1892. — Т.1, кн.1. -С. 397, 545, 589; Т. 1, кн. 2. - С. 1215.
  8. Калантырская И.С. Неизвестная работа декабриста А.3.Муравьева 1845 — 1846 гг. // Материалы по истории русской культуры конца XVIII—первой половины XX в.: Труды Государственного Исторического музея. — М., 1984. — Вып.58. — С. 121 — 136.
Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены