С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Коллекционеры старой Москвы.
М.Л. Боде-Колычев — барон, историк, собиратель материалов по истории рода Колычевых.
Родился в Москве 17 декабря 1824 г. в семье обер-гофмейстера двора Его Императорского Величества Льва Карловича Боде. По своему происхождению принадлежал к одному из знатных российских родов. По отцовской линии род вел свое начало от французского дворянина, который в XVI в. вследствие гонений на протестантов бежал в Германию. Здесь его потомки были возведены в баронское достоинство Римской империи. Французская революция 1789 г. заставила род Боде переселиться сначала в Германию, а затем — в Россию. Первым русским подданным из рода Боде стал Карл Илларионович. Его младший сын, отец коллекционера, Лев Карлович, занимал при дворе высокое положение и в 1839 г. был признан в России иностранным бароном, а уже на следующий год Боде были причислены к баронам Российской империи.
Мать Михаила Львовича, Наталья Федоровна, происходила из рода Колычевых, который дал известного политического деятеля Федора Степановича Колычева, впоследствии — митрополита Филиппа, выступившего против опричнины Ивана IV и задушенного по его приказу, а позднее канонизированного Русской Православной Церковью.
Когда Михаилу Львовичу исполнилось пятьдесят лет, он, носивший фамилию отца — Боде, стал именоваться Боде-Колычевым: в 1875 г. по решению Государственного совета ему разрешили принять фамилию и герб Колычевых (такое право давалось для того, чтобы не пресекалась знатная фамилия, если род угасал по прямой мужской линии).
Получил хорошее домашнее образование. В 1838 г. его главным и единственным наставником стал только что окончивший университет Федор Иванович Буслаев, впоследствии — известный ученый-филолог. Разница в возрасте между учителем и учеником составляла всего шесть лет, и возникшая между ними дружба сохранялась почти полвека. Буслаев в мемуарах называл воспитанника «возлюбленным своим учеником». Ученик считал, что именно Буслаеву он обязан своей любовью к науке и исследованиям.
Восьми лет от роду знатный отпрыск был назначен пажем, а в 1839 г. зачислен в Пажеский корпус. С 1843 г. по выходе из Пажеского корпуса Михаил Львович стал служить, как и его отец, в придворном ведомстве, участвовал во всех торжественных церемониях (при коронации Александра II был церемониймейстером), дослужился до самого высокого чина — обер-гофмейстера. Одно время он был помощником начальника Оружейной палаты, а в 1865—1883 гг. являлся вице-президентом Комиссии для построения в Москве храма во имя Христа Спасителя.
Однако главным своим делом он считал занятия историей. Как вспоминал Федор Иванович Буслаев, «Михаил Львович полюбил науку, и полюбил страстно, доказал это на деле, занимаясь в течение всей своей жизни собиранием, приведением в порядок, изучением и научною обработкою письменных источников русской старины и даже художественною реставрациею ее иконописных и монументальных памятников» (4, с. 136). Изыскания Боде-Колычева были связаны исключительно с изучением истории своего старинного рода.
Памятником многолетних исследовательских усилий Михаила Львовича стала публикация в 1887 г. монографии «Боярский род Колычевых». Это совершенно исключительная в своем роде книга, объемом почти в пятьсот страниц. Тут скрупулезно собраны разнообразные сведения, выдержки из исторических документов, характеризующие многих представителей знатного колычевского рода. Биография самого составителя под номером 361 венчает этот капитальный труд. Кроме того, здесь даны поколенные росписи рода,, списки домов и усадеб Колычевых по всей России, всех населенных пунктов с названием «Колычево», всех церквей, сооруженных в честь митрополита Филиппа. Книга до сих пор входит в золотой фонд отечественной литературы по генеалогии.
Преклоняясь перед историей собственного рода, Михаил Львович задумал увековечить его в монументальных памятниках. По его проектам, чертежам и рисункам в подмосковной усадьбе Лукино по Смоленской дороге, близ станции Одинцово, был возведен самый настоящий каменный кремль. Выросший в Московском Кремле, где его отец наблюдал в свое время за сооружением Большого Кремлевского дворца и реставрацией царских теремов, с детства впитавший в себя очарование древнерусской архитектуры, Михаил Львович в стиле Древней Руси и воздвиг «родовой мемориал».
В середине XIX в. в Лукине были построены крепостные стены, глухие и проезжие башни, «боярские палаты», церковь—усыпальница, две часовни, а также мраморный обелиск, на четырех гранях которого выбито двадцать семь имен представителей рода Колычевых, погибших на полях сражений или принявших мученическую смерть. В создании мемориала принимал участие известный художник-археолог Ф.Г.Солнцев.
Едва ли не главной достопримечательностью Лукинского кремля стало специальное здание древлехранилища и музея. Здесь было показано все, что удалось разыскать Михаилу Львовичу в течение четвертьвековой исследовательской деятельности. В поисках исторических реликвий участвовала и его жена — Александра Ивановна Боде-Колычева (урожденная Черткова).
В первом помещении располагался архив. На полках в хронологическом порядке самым тщательным образом были расставлены рукописи, исторические документы в свитках и листах, письма, фамильные мемуары, книги. В богатом семейном архиве Колычевых хранились такие реликвии, как письма Петра Великого, Анны Иоанновны, Екатерины II, А.В.Суворова, С.Р.Воронцова, М.П.Нарышкиной, записка XVIII в. о кончине Екатерины II и др. Современников поражало выполненное на белоснежной стене здания и его сводах колоссальное генеалогическое древо рода Колычевых.
Вслед за архивом шел музей. Здесь также в хронологическом порядке были представлены предметы старины, связанные с именами многих поколений Колычевых и Боде. Надо отметить, что, приступая к составлению собственной родословной, Колычев стал разыскивать не только письменные документы, изустные предания, но и вещественные свидетельства, которые в конечном счете и привели к созданию уникального семейного музея.
Среди реликвий выделялась коллекция камзолов, которые носили Колычевы на протяжении всего восемнадцатого столетия. Здесь как драгоценные реликвии хранились подарки, полученные Колычевыми из рук царских особ: костяной очешник с барельефами мифологического содержания, дарованный Петром I, детские серебряные игрушки, пожалованные Елизаветой Петровной. Наиболее древними реликвиями рода Боде были арбалет и седло, восходившие тоже к XVIII в.
Федор Иванович Буслаев, неоднократно посещавший Лукино, отмечал: «...далеко выступая из пределов личного интереса фамильных воспоминаний, эти коллекции предлагают богатый материал для истории быта, костюмов, художественных изделий и вообще разных подробностей в обиходе частной жизни русского дворянства» (4, с. 151).
В большом двусветном зале главного двухэтажного дома усадьбы все стены от пола до потолка, в несколько рядов, были увешаны фамильными портретами. Это был самый настоящий семейный пантеон Колычевых. В одном из помещений дома на широких полках стояли бюсты античных богов, героев и исторических личностей. Здесь же сохранялись комплекты многих русских журналов начиная с XVIII в. Причем эти периодические издания стояли таким образом, чтобы ими могли пользоваться не только сами хозяева, но и их многочисленные гости.
Историческими памятниками была насыщена и старинная городская усадьба Боде-Колычева в Кудрине, на слиянии Поварской и Никитской. «Весь его громадный дом на Поварской представлял из себя не что иное, как музей средневековых достопримечательностей», — с почтением отмечал коллекционер Алексей Петрович Бахрушин (1, с. 45).
Однако доступ в эту сокровищницу был открыт только для родных и близко знакомых: исследователи, любители отечественной истории, собиратели и коллекционеры редко переступали порог великолепного особняка, и потому известно совсем мало описаний этого «семейного музеума». Особенную ценность представляли картинная галерея и коллекция старинного оружия.
МЛ.Боде-Колычев умер в Москве 22 марта 1888 г.; похоронен в фамильной усыпальнице в Лукине.
Семейный архив Боде-Колычевых попал впоследствии в РГАЛИ, ЦГАОР и ОР РГБ. Судьба коллекций, хранившихся в городской и в подмосковной усадьбах, до конца неизвестна. Еще при жизни Михаила Львовича некоторые предметы из родового собрания были подарены Российскому Историческому музею. Надо полагать, что это была относительно небольшая коллекция, так как о ней сохранились только глухие упоминания, не раскрывающие состава дара.
В 1919 г. часть вещей из усадьбы Лукино поступила в создававшийся Музей 1840-х годов. В мае 1919 г. этот музей был открыт, но уже в 1929 г. его ликвидировали. Фонды перешли в Государственный Исторический музей.
Особняк на Поварской сохранился (ныне д. 52). Сейчас здесь располагается Союз писателей. Московская легенда связывает этот дом с семейством Ростовых из романа «Война и мир». В частности, поэтому во дворе старинного особняка в 1958 г. был установлен памятник Л.Н.Толстому.
В усадьбе Лукино после 1917 г. разместился совхоз. Ныне находится в ведении Московского Патриархата.
Источники и литература
- Бахрушин А.П. Из записной книжки: Кто что собирает. / Прим.М.Цявловского - М., 1916. - С. 44-45, 112-113.
- М.Л.Боде-Колычев. Русский биографический словарь. — Спб., 1908. — «Бетанкур— Бякстер» [Т.З]. — С.159.
- Боде-Колычев М.Л. Боярский род Колычевых, составленный Б.М.Л.Б.К. — М., 1886. - С.402-404.
- Буслаев Ф.И. Мои воспоминания. — М., 1897. - С.131-155.
- Земенков Б.С. Памятные места Москвы. - М., 1959. — С.177.
- Иконников B.C. Опыт русской исто-риографти. — Киев, 1892. — Т.1, кн.2. — С. 1205.
- Памятники архитектуры Москвы: Земляной город. - М., 1989. - С. 143-145.
- Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV—XIX вв. — М., 1955. - С.267-268.
- Ш.Б. [Шапошников Б.В.]. Бытовой музей сороковых годов // Среди коллекционеров. - 1923. - N 6.- С.62.