С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Коллекционеры старой Москвы.
Ф.Г. Баузе — профессор Московского университета, собиратель старопечатных книг, славяно-русских рукописей, русских монет.
Родился в саксонском городе Триплисе, где его отец был пастором. В возрасте одиннадцати лет отправлен в Лейпциг, где окончил Томасову школу, а затем юридический факультет Лейпцигского университета.
В сентябре 1773 г. приехал в Петербург: «желание поискать счастье на чужбине привело его в наше отечество» (1, с. 69). Вначале был частным учителем, а в 1775 г. Баузе приняли в штат Петровского немецкого училища. Постоянно занимался науками и в 1781 г. избран корреспондентом Императорской Академии наук и членом Вольного экономического общества.
В 1782 г. Московский университет пригласил Ф.Г.Баузе на кафедру права, и он проработал там двадцать пять лет. В 1807—1811 гг. Ф.Г.Баузе избирался ректором университета. По отзывам современников, он являлся одним из лучших профессоров. Федор Григорьевич обладал не только широтой взгляда на свой предмет, даром слова, но и до конца своих дней сохранил любознательность и трудолюбие. Читая курс лекций по законоведению и римскому праву, он умел показать «тонкость, изобилие и красоту» своего предмета.
Его труды этого периода, по словам митрополита Евгения, «обращены были на политическую экономию, на историю литературы, нумизматику, дипломатику и римское законоведение» (1, с. 86). Они были почти готовы к изданию, но по каким-то причинам не напечатаны. Лишь несколько речей и стихотворений на немецком и латинском языках увидели свет.
Коллекционером Федор Григорьевич стал в московский период своей жизни. «Поселившись в Москве, — писал его биограф Н.С.Тихонравов,
— Баузе нашел для себя новый род занятий: он начал ревностно собирать русские древности, рукописи, старопечатные книги, монеты. Он сам ходил для этого по толкучему рынку и после 30-летних стараний, дополнив свои сокровища покупкою старинных книг и рукописей у известного в то время собирателя древностей Игнатия Ферапонтова, успел составить такое собрание русских древностей, которое, по отзыву К.Ф.Калайдовича, было едва ли не единственным в своем роде» (1, с. 81).
Другой его современник также отмечал, что Баузе как «страстный антикварий в книгах, рукописях и вещах» постоянно ходил по московским толкучим рынкам. «Мне случалось видеть почтенного профессора с своим Анненским орденом на шее на толкучке между букинистами, покупающими и торгующими старые книги и вещи, — писал И.М.Снегирев.
— С какою детскою радостию и восторгом показывал он мне, пред ним мальчику, купленную им редкость!» (10, с. 754—755).
Надо отметить, что интерес к памятникам древнерусской письменности в конце XVIII—начале XIX в. был достаточно велик. В этот период составились известные рукописные собрания графа Н.П.Румянцева, графа Ф.А.Толстого, графа А.И.Мусина-Пушкина. И хотя коллекция рукописей Ф.Г.Баузе не могла сравниться с ними по числу памятников, она включала немало редких экземпляров и являлась одним из выдающихся собраний своего времени.
Из трех собранных Баузе коллекций хорошо известен состав только рукописной библиотеки. Она имела шесть отделов и включала 460 рукописей XIII—XVIII вв. В первый отдел входили словари; их было больше сорока, и среди них словарь, составленный в 1560 г. монахом (Иваном Александровым) и считавшийся одним из старейших российских словарей. Второй отдел — литературный — содержал нравоучения, дидактические сочинения, песни, повести, романы.
Третий отдел состоял из сочинений, посвященных религии и церкви. Это были Псалтыри, Апостолы, Евангелия, службы, Минеи, Месяцесловы, молитвенники, Часословы, Пасхалии, ирмологии, Триоди. Именно в этом разделе был самый редкий экземпляр не только данного собрания, но и вообще среди древнерусских письменных памятников, известных тогда науке.
Этот раритет описан в каталоге под N 175: «Евангелие, писанное в малом формате, с изящными миниатюрными изображениями святых. Судя по цвету пергамина, по образу письма, по коренным древнейшим выражениям, которые в последующие времена изменились, и, наконец, по приложенному Месяцеслову, в коем недостает многих, в последующие времена помещенных Святых, можно заключить, что сие Евангелие писано в половине XI века и что оно, следственно, есть самая древнейшая рукопись из всех, по крайней мере сколько известно, существующих в России. Оно принадлежало, конечно, одному из Великих Князей» (8, с. 59).
К древнейшим памятникам относился и «Пролог». Он был включен в каталог под N 122: «Пролог 1227 года, писанный в Новгороде, на пергамине, со многими украшениями, в лист» (8, с. 54). А также Месяцеслов (N 178), «в малейшем формате, весьма нежно писанный в XVII веке» (8, с. 59).
В четвертом отделе были собраны сочинения по различным областям науки и искусства. Больше всего здесь имелось рукописных книг по церковному пению. Федор Григорьевич был большим любителем и знатоком музыки, прекрасно играл на органе. Будучи профессором, он продолжал ходить в церковь и играть на органе во время богослужений.
Пятый раздел включал рукописи по военному делу. Таковых было всего восемь. В последнем, шестом разделе собраны памятники, посвященные истории, географии, статистике, разного рода хронографы, летописи, разрядные книги, своды законов и др. Тут выделялась Степенная книга, написанная в 1551 г. «превосходным письмом» и принадлежавшая некогда царской семье.
Среди рукописей этого собрания было немало таких, которые либо составлялись известными деятелями, либо принадлежали известным в истории лицам. Так, например, в коллекции Ф.Г.Баузе находились два наставления, принадлежавшие некогда царевичу Алексею Михайловичу. Автором одного из них был Симеон Полоцкий, другого — Карион Истомин. Пергаментной рукописью XIII в. — «Чин служения в страстную седмицу» — владел, как явствовало из надписи, сделанной на ней, Великий Князь Иван Васильевич, дед Ивана Грозного. Описание венчания на царство Михаила Федоровича и Алексея Михайловича — некогда собственность боярина Б.М.Хитрово. Здесь был и автограф первого русского историографа В.Н.Татищева — «Наставление Василия Татищева сыну его», и рукопись ученого-механика Г.Г.Скорнякова-Писарева «Практика Артиллерии».
В собрании Баузе находилось немало лицевых рукописей. Миниатюрами украшены и названный уже «Пролог», и «Наставление» Кариона Истомина. Чудесные изображения сопровождали «Космографию» Мартына Вельского (один из рисунков представлял царя Ивана Васильевича). Был даже сборник рисунков XVII в.
Составляя каталог собрания Баузе, его душеприказчик Рост — как видно, знаток и любитель древних памятников — неоднократно делает пометки такого рода: «хорошо сбереженная и достойная того рукопись», «весьма любопытная рукопись», «рукопись любопытнейшая», «со всех сторон достойная любопытства», «очень любопытное собрание». Против многих из них он же пометил: «искусно писанная», «весьма нежно писанная», «отменной чистоты письмо», «рукопись превосходного письма и фигур».
Федор Григорьевич немало времени посвятил изучению собранных рукописей. «Может быть, — писал в его биографии Н.С.Тихонравов, — этой же страсти к древностям Российским обязаны мы тем, что предметом замечательнейшей из своих речей Баузе выбрал вопрос о состоянии просвещения в России до Петра Великого» (1, с. 83). Действительно, общаясь ежедневно с древнейшими памятниками письменности, Федор Григорьевич находил абсурдными утверждения многих иноземных авторов о низкой культуре допетровской Руси. Так, в 1796 г. в Москве появилась публикация «Oratio de Russia ante hoc saeculum non prorsum inculta, nec parum adeo de litteris earumgue studiis merita». Перепечатанная на русском языке под заглавием «Что сделано в России для просвещения народа и для славы Отечества от времени Рюрика до Петра Великого?» («Вестник Европы», 1811, N 1, с. 3—29; N 2, с. 81—96), она привлекла к себе внимание публики. В ней впервые доказывалось, что в русском обществе всегда было велико стремление к просвещению.
В письме М.Н.Муравьеву, попечителю Московского округа, Ф.Г.Баузе сообщал, что в основу его речи легли материалы собственного собрания: «...я писал, не полагаясь доверчиво ни на кого: все сочинения, которыми я пользовался и которые цитировал, лежали у меня тогда перед глазами» (1, с. 84).
В конце жизни Ф.Г.Баузе стал заниматься историей русской словесности, опираясь также на личную коллекцию.
Сведения, почерпнутые при изучении памятников собственного собрания, Федор Григорьевич использовал в своих лекциях. Об этом сохранились воспоминания его учеников. Один из них — И.Ф. Тимковский — писал: «Для роздыха и освежения, как был словоохотлив, он не скупился рассказами из великих судных процессов и контроверсий или о знатнейших Германских ученых; и как был вместе страстный антикварий в книгах, рукописях и вещах, для чего шатался по толкучему рынку, то часто хвалился приобретенными редкостями, приводя и другие рассказы в том же роде» (11, с. 27).
Другой его ученик, И.М.Снегирев, вспоминал: «С удовольствием и признательностью я пользовался частными лекциями, библиотекою и драгоценным собранием славяно-русских древностей незабвенного профессора права, юриста, дипломата, историка, археолога и филолога Федора Григорьевича Баузе... С ненасытимою любознательностию, обогатившею его разнообразными сведениями, он соединял редкий дар слова, свободно и красно говорил и писал по-латыни... Жалею, что я мало пользовался сим редким случаем» (10, с. 754—755).
Его любовь к древним рукописям передалась одному из его учеников — археографу, историку, коллекционеру Константину Федоровичу Калайдовичу. С рукописным собранием Баузе работал Н.М.Карамзин.
Ф.Г.Баузе умер в Москве 25 мая 1812 г.
После смерти собирателя Общество истории и древностей российских предполагало приобрести его коллекцию. Тогда и был составлен каталог душеприказчиком Ростом. Собрание было оценено в 10 тысяч рублей ассигнациями. Переговоры затянулись вследствие начала Отечественной войны, а в сентябре 1812 г. в огне московского пожара эта ценнейшая коллекция почти полностью погибла.
Вероятно, вместе с рукописями погибли и старопечатные книги, и монеты, и предметы быта. Частично сохранившийся личный архив ученого впоследствии оказался в Древлехранилище М.П.Погодина.
Источники и литература
- Баузе Ф.Г. // Биографический словарь профессоров и преподавателей Московского университета. — М., 1855. — Т.1.—С. 68—89.
- Баузе Ф.Г. // Русский биографический словарь. — Спб., 1900. — «Алексинский — Бестужев-Рюмин» [Т. 2]. — С. 594—595.
- Бокачев Н. Описи русских библиотек. ;- Спб., 1890. — С. 112.
- Вздорное Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век. - М., 1986. - С. 21-22.
- Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя // Русский библиофил. — 1911. — N 3. — N 98.
- Иконников B.C. Опыт русской историографии. — Киев, 1892. — Т.1, кн.2. — С. ПО; Т.1, кн.1. - С. 1161, 1210.
- Калайдович К.Ф. Известия о древностях славяно-русских и об Игнатии Фера-понтовиче Ферапонтове, первом собирателе оных. — М., 1811. — С. 14 — 11.
- Каталог славяно-российским рукописям (погибшим в 1812 году) профессора Баузе. / Сост. В.Каразин // Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских. — М., 1862. - Кн.2. - С. 45—19.
- Словарь митрополита Евгения. — М., 1845. - Т.1. - С. 29.
- Снегирев И.М. Воспоминания // Русский архив. — 1866. — С. 153—155.
- Тимковский И.Ф. Памятник И.И.Шувалову // Москвитянин. — 1851. — Ч. 3. — С. 21-21.
- Тихонравов Н.С. Сочинения. — М., 1898. - Т.З, ч.1. - С. 11-28.
- Чертков А.Д. Всеобщая библиотека России, или Каталог книг для изучения нашего Отечества во всех отношениях и подробностях: Прибавление 2-е. — М., 1845. — С. 443-444.