Пластов Аркадий Александрович Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Образ и цвет. Издательство "Изобразительное искусство" Москва 1973

Пластов - один из наиболее самобытных и глубоко национальных русских художников нашего времени. В его произведениях —сама правда жизни и та подлинная естественность и простота, которые достигаются только высоким художественным мастерством.  

Герои пластовских картин-это его односельчане, среди которых прошла большая, напряженная творческая жизнь художника. Старики, изображенные во многих картинах.—это бывшие товарищи его детских игр, колхозная молодежь и детвора, это дети, внуки и правнуки его друзей, он их знал с пеленок, знал каждый их жизненный шаг. Пластов—непосредственный участник строительства новой жизни в деревне. На его глазах проходила ломка старых патриархальных устоев деревни, ее старого уклада, на его глазах и при его участии складывалась колхозная жизнь, новые социалистические отношения. Сюжеты пластовских картин не выдуманы, а взяты из самой жизни. И именно поэтому в созданных им образах столько жизненной убедительности. Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в 60 километрах от города Симбирска (ныне Ульяновск)в селе Прислониха. С Прислонихой не расставался художник до последних дней жизни. Здесь в 1972 году он умер, здесь и похоронен. Рисовать Пластов начал рано, но первая осознанная встреча с искусством, пробудившая В Нем тягу к самостоятельному творчеству, произошла, по словам художника, весной 1908 года, когда, приехав на каникулы в родное седо пятнадцатилетним мальчиком, он близко столкнулся с работой артели иконописцев, подновлявших церковь в Прислонихе, «Когда начали ставить леса,—пишет художник в своей автобиографии,—тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я стал сам не свои и ходил, как зачарованный, около приехавших чудодеев». Наблюдая, как на стенах старой, закопченной церкви рождался новый, невиданный мир образов, мальчик твердо решил: «Быть только живописцем и никем более!» 
Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова на третьем курсе скульптурного факультета Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Пластона неудержимо потянуло на родину. Почти 8 лет он жил в Прислонихе, работал секретарем сельсовета, крестьянствовал, много рисовал, мечтал «в целом цикле картин развернуть эпопею крестьянского житья-бытья». Лишь в 1925 году Пластов вернулся в Москву и с головой окунулся в художественную жизнь столицы. В 1931 году Пластов снова в родной деревне. Принимает деятельное участие в организации колхоза, пишет этюды, накапливает материал для будущих картин. Первая крупная работа Пластова-«Колхозный праздник», показанная на выставке «Индустрия социализма» в 1937—1938 годах, принесла ее автору заслуженный успех. Картина привлекла яркой красочностью. Художник так пишет о замысле этого полотна: «Шум, толчея, гам, песни. Я не пытался отдельные составные части композиции принести в жертву какому-нибудь отдельному моменту. Мне, напротив, хотелось, чтобы все путалось между собой до неразберихи и было забавно даже при длительном рассмотрении. Каждой детали мне хотелось придать ту правдивость и занятность, какая в натуре всегда присутствует. Хотелось, чтобы зритель растерянно оглядывался—куда бы ему самому присесть и с кем чокнуться... в процессе работы пришлось сделать около двухсот этюдов». И это не считая тех. что были сделаны раньше, впрок, и составляли уже огромный творческий багаж художника. "

Художник пишет картину за картиной. На выставке «Пищевая индустрия» экспонируется его полотно «Стадо» (1938), на выставке к двадцатилетию РККА—«Купание коней» (1938). Перед самым началом Великой Отечественной войны Пластовым был исполнен ряд больших композиционных акварелей, в том числе «Выборы комитета бедноты», носящая автобиографический характер. Написанное в 1942 году полотно «фашист пролетел»— одно из наиболее эмоционально-выразительньпх произведений о Великой Отечественной войне, в котором с большой силой художественной убедительности передана жестокость фашизма, стремившегося к тотальному уничтожению всего живого на советском территории, противника ведущего безжалостную войну против беспомощных детей, женщин, стариков. В этом полотне с особой мощью прозвучало свойственное художнику чувство единства человека и природы, умение создавать чисто живописными средствами определенное настроение. 

Сюжет картины предельно прост. Сумрачный, серый осенний день. Жесткая порыжела трава на опушке леса, блеклое золото молоденьких, сгибающихся под ветром берез, уходящая к горизонту бирюзовая голубизна взошедших озимых. И на этой доброй земле—убитые животные и убитый, сжавшийся в беспомощный комочек пастушок. Он прильнул к земле всем своим телом, словно ища у нее защиты. Ненавязчиво, с большой жизненной достоверностью написаны отдельные детали: выпавший из детской ручонки кнут, воющая над убитым другом лохматая собака и испуганно всматривающаяся в непривычно неподвижное тело ребенка корова. Вдали среди хмурых, серых облаков еле заметный силуэт улетающего фашистского самолета.  

«Кончена война, кончена победой великого советского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения. Какое же искусство мы, художники,—пишет Пластов в своей автобиографии,—должны взрастить сейчас для нашего народа? Мне кажется —искусство радости... Что бы это ни было - прославление ли бессмертных подвигов победителей или картины мирного труда, миновавшее безмерное горе народное или Мирная природа нашей Родины — все равно все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма. Это настроение и определило содержание новой моей картины «Сенокос»... Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся—смерть кончилась, началась жизнь».

И действительно, ликующей радостью проникнуто это полотно. При взгляде на картину уже не думается, что война унесла миллионы жизней, что за тяжелую мужскую работу взялись подростки, женщины, старики. Природа несказанно прекрасна, несказанно щедра. С восторгом пишет художник могучее разнотравие, изумруд и серебро пронизанных солнечными лучами белоствольных красавиц берез. Каждая травинка, каждый цветок, каждый листок, обласканные солнцем, так любовно написанные художником, полны живого трепета жизни. Все говорит здесь о радости бытия.

Одновременно с картиной «Сенокос» (1945) Пластов пишет другое полотно «Жатва». Чтобы яснее ощутить значение цвета, общего колористического решения в создании художником эмоционального образа картины, нужно сравнить оба эти произведения. Если в «Сенокосе» доминируют сине-зеленые тона, а пестрый ковер цветущего луга создает ощущение мажорности, радостной праздничности, когда кажется, что сам воздух напоен пряным ароматом цветов и мирным жужжанием пчел и вся картина полна ощущения могучего плодородия земли, то ровное золотистое свечение картины «Жатва», с ее классически уравновешенной композицией, создает впечатление эпического спокойствия, сдержанной мужественной силы. Колорит картины «Жатва» это цвет созревших хлебов—от нежно-золотистого в стерне и в стоге слева, до темно—коричневого и скирдах необмолоченной ржи и глубине картины. 

С душевной теплотой и проникновенностью дал художник образы сельской детворы. На ее неокрепшие плечи лег нелегкий крестьянский труд. Как не по-детски серьезны лица, с какой деловитой неторопливостью потрудившихся людей едят дети простую пищу! Выразительны взлохмаченная голова старика, его корявые, огрубевшие за долгие годы работы руки. А как верно передан взгляд собаки, с жадным нетерпением смотрящей на еду. С любовью к материальной красоте мира изображает художник воткнутые в стог серпы, прислоненные к стогу грабли и косы и лежащий на белой тряпице скудный завтрак. С большим мастерством написал художник и самодельную деревянную ручку ножа, и отбитую эмаль на старой синей кружке. Сколько во всех этих несложных деталях жизненной правды и вместе с тем подлинной теплоты и нежности.  
В почти монохромной цветовой гамме яркими аккордами вспыхивают белая рубашка мальчугана, лимонно-желтая кофточка и красная юбочка девчушки, темно-красные ложки, свежая зелень огурцов. Пластов говорит, что, когда он писал «Жатву», перед ним «возникла та упрямая, несгибаемая Русь, которая в любом положении находит выход и обязательно решает поставленную историей любую задачу». И как вдохновенно выразил он это в своей, казалось бы, обыденно простой картине. 
Ощущением радостной полноты жизни проникнута написанная в первые послевоенные годы картина «Едут на выборы» (1947). Эта радость, эта веселая праздничность разлиты во всем—в белозубых улыбках парней и в лукавых лицах девушек, в их нарядных платках, полушалках и в украшенных красными лентами дугах, в трепещущем на ветру алом флаге, в веселом беге сытых коней по скрипящему под полозьями снегу и в ярко-синих тенях на снегу, в изукрашенных инеем деревьях и в утреннем зимнем небе, с сияющим диском солнца, с трудом пробивающегося сквозь морозную дымку. И снова, как и во всех произведениях Пластова, состояние природы не только созвучно настроению людей‚ но составляет с ним одно неотделимое целое. Картина художника «Весна» (1954)—это гимн красоте человека. Присущее Пластову чувство цветовой гармонии приобретает здесь особую отточенность и изящество. Художник любуется красотой, молодостью. здоровьем и какой-то особой чисто русской удалью «Северной Венеры».как прозвали картину посетители Третьяковской галереи.

На фоне почерневших от времени бревенчатых стен старой баньки как драгоценность сверкает обнаженное тело молодой женщины, вышедшей в предбанник одеть дочурку после бани. Густые волны ее рыжеватых волос кажутся особенно шелковистыми и мягкими по контрасту с жесткой и твердой золотой соломой, разостланной на полу предбанника. Низко надвинувшееся серое небо и медленно падающие крупные, пушистые снежинки усиливают впечатление тишины и покоя. Сколько женственной прелести в пластически ясных движениях молодой женщины, сколько нежности и ласки в ее руках, умело завязывающих платок на сидящей перед ней девчурке, в ее юном, улыбающемся лице! А как выразительна девочка с растопыренными ручонками, ее личико с припущенной от напряжения нижней губой и чуть вздернутым кверху подбородком. Огромное мастерство Пластова-живописца проявилось и в изображении отдельных предметов: ведра со студеной водой, грубой самодельной скамьи и золотом поблескивающего медного таза.  

Расстилающийся за забором деревенской бани пейзаж с синеющими вдали полями с серым тающим снегом и грачиными гнездами на ветвистых деревьях имеет не только смысловое, но и чисто живописное значение: на сероватом, богатом разнообразными оттенками фоне деревенской бани и пейзажа ярко светится обнаженное тело молодой женщины и свежая золотистая солома на полу предбанника. Русской женщине, красоте материнства посвящает Пластов ряд своих произведений. Среди них такие, как «Солнышко» (1964—1966), «Из прошлого» (1969), «Мама» (1964). Последнее полотно наполнено какой-то особой тепло- той, покоем мирного бытия. фигуры матери и детей придвинуты к самому краю картины. Неглубокое пространство ограничено стеной избы. Как всегда, у Пластова огромное, решающее значение в создании образа, эмоционального настроя картины имеет цвет. На фоне ярких, киноварно- красных подушек особенно выделяется фигура матери в белой кофточке, нежно-розовое личико грудного ребенка и золотистая головка подошедшей к колыбели девочки. Несмотря на подчеркнутую декоративную яркость и кажущуюся на первый взгляд пестроту, все в картине сгармонировано, все служит одной цели—созданию настроения радостной приподнятости.

Пестрый полог над колыбелью своими красновато-коричневыми тонами созвучен золотистым бревенчатым стенам н алым подушкам. Красные ягоды на окне вторят цвету подушек, как бы замыкая алый круг вокруг матери и ребенка. 
А как мудро вкраплены художником различные оттенки синего: лежащее на кровати покрывало, синяя тень на подзоре, синяя одежда игрушки в руках девочки, сине-зеленая спинка кровати, нежно-голубая занавеска на окне. Уберите их-и как сразу потускнеет картина, бледнее станет алое полыханье подушек! Картина «Лето» (1959—1960), пожалуй, наиболее повествовательное из всех произведений Пластова. Здесь он не ограничивается, как обычно, одним каким-нибудь действием. ряде небольших жанровых сценок художник стремится развернуть обобщенную картину лета в колхозной деревне, передать ощущение полноты этой жизни. Глядя на это полотно Пластова, особенно чувствуешь, как он связан с жизнью в деревне, как знает он сельское бытие и в большом и в малом, что живет он одной жизнью с деревней. Именно поэтому раскрывается она перед художником во всем своем многообразии, во всей своей изменчивости и красоте. И снова, как и в картине «Мама», несмотря на сопоставление ярких цветов (красного, синего, лимонно-желтого, зеленого, коричневого), в «Аете» нет пестроты, все гармонично и целостно. 
«Ужин трактористов» (1951)—это одно из наиболее лирических и вместе с тем величаво-эпических произведений Пластова ...Ранние сумерки. Далеко, до самого горизонта, раскинулось свежевспаханное поле. Мирно дышит земля, отдавая накопленное за день тепло. Вся картина наполнена торжественным покоем, разлитым в природе, в неторопливых движениях людей. Лучи заходящего солнца заливают все теплым светом, ярким золотом вспыхивают на белом халате и косынке девочки, на ее нежном загорелом лице. Горячим красновато-коричневым цветом светятся под лучами солнца словно вобравшие в себя весь жар земли смуглые, обгорелые лица тракториста и мальчишки-прицепщика. Кисть художника превратила обычную мирную, ничем не примечательную сцену скромной трапезы в поле во время вечернего отдыха в подлинную поэму о красоте и поэтичности колхозного труда. Как всегда, с большим художественным тактом умеет Пластов заглянуть в прошлое изображаемых им людей. раскрыть их характер. обветренное, полное чувства собственного достоинства лицо тракториста, видавшая виды потрепанная солдатская фуражка на непокорных русых волосах и тот особый бережный жест, с которым он режет хлеб, помогают художнику создать запоминающийся образ немало пережившего, простого русского человека, за плечами которого и годы военной страды, и нелегкий, но радостный своей плодотворностью труд на родной земле. А как много для характеристики девочки и для создания общего мирного настроения картины имеет та сосредоточенная деловитость, с которой она наливает молоко, внимательно следя, чтобы ни одна капля его не пролилась на землю. Задумчивая мечтательность радостно отдающегося недолгому отдыху вихрастого подростка вносит свою ноту в эту общую симфонию, прославляющую мирную жизнь и труд на мирной земле, Особенность творчества Пластова, и в этом притягательная сила его картин, в том, что изображаемые им поля и луга, леса и реки—это не только место приложения сил человека, это не фон, на котором разворачивается то или иное действие, это сама реальная жизнь, увиденная проницательным взглядом художника и запечатленная им во всей ее жизненной правде.

Работы А. А. Пластова—это правдивый памятник своего времени. По изображенным им людям можно безошибочно определить, в какие годы нашего столетия происходит действие. Особенно ярко это выразилось в образах детей, наиболее восприимчивых ко всяким жизненным изменениям. Так, его задорный, лукавый мальчишка Ванюшка Репин с умным, проницательным взглядом—это уже не то, что юный хозяин колхозного стада-Витя-подпасок (в картине с тем же названием), еще более отличается он от ребятишек 30-х годов в картине «Колхозный праздник». За свою долгую творческую жизнь А. А. Пластов осуществил мечту своей юности: «развернул эпопею крестьянского житья-бытья». Показав в своих картинах постепенное становление нового человека, он с глубокой проникновенностью прославил благородный труд советского крестьянина, его духовную красоту, поэзию русской природы.

 

 

М. СИТНИНА  


 

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены