С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Женщины художники Москвы( путь в искусстве)
Виктория Шумилина
Член Московского союза художников
Цвет,как выразительное средство,способен передать восторг перед природой, передать жизнеутверждающее мировосприятие. Это одно из вечных задач искусства. В цвете стремлюсь себя ограничить,взять тот минимум красок, тот лаконичный колорит,который позволит решить мою эмоциональную задачу.
Родилась 22 ноября 1927 года в Москве.Моя мама окончила в Москве Голицын- ские курсы, аналогичные Бестужевским Высшим женским курсам в Петербурге, а затем поступила на лесной факультет в Тимирязевскую академию. Отец, кандидат сельскохозяйственных наук, преподавал в вузе, потом стал его проректором. Мама работала над созданием новых пород деревьев в Лесном научно-исследователь- ском институте. В 1951 году я окончила художественное отделение редакционно—издательского факультета Московского полиграфического института.Живопись,композицию и рисунок преподавал Андрей Дмитриевич Гончаров.
Работала в области прикладной, книжной, станковой графики, живописи. В 1954 году вышла замуж за своего однокурсника Леонида Рабичева. В апреле мы поехали на целину в Казахстан. Это была наша свадебная поездка. Муж в качестве литературного корреспондента, я в качестве художника получили командировку от журнала «Смена», отвозили первую партию комсомольцев-добровольцев в Павлодарскую область. Прикладная графика — то, что сейчас называют полиграфическим дизайном, это очень широкий диапазон художественных задач. Для меня это журналы мод, фирменные стили, театральные плакаты, спортивные кубки, значки и медали, дипломы, поздравительные и пригласительные билеты (например, поздравительный билет на свадьбу Терешковой и Николаева), для Комитета защиты мира, для Комитета советских женщин, двенадцать витражей на тему экономических связей СССР для советского павильона на Все— мирной выставки в Монреале.
Совместно с мужем работала над художественным оформлением сверхулучшенных книг в издательствах «Искусство», «Изобразительное искусство», «Художественная литература», «Наука», «Медгиз». За лучшие работы года в области прикладной и книжной графики неоднократно награждалась дипломами первой степени МОСХа и Комитета по делам печати СССР. Избиралась членом художественных советов в области парфюмерии, в Комбинате прикладных искусств в области набивных тканей и обоев. Занимаюсь с равным интересом и серьезностью прикладной, книжной и станковой графикой и живописью.
С детства я любила рисовать. Общение с природой. стремление в работе с натурой Передать свое впечатление от виденного, прочувствованного наполняло меня ощущением счастья, подноты жизни. Особенно я люблю рисовать углем полулистовые рисунки. Изображать древнюю Русскую архитектуру с ее эпическим характером, связанную с героическими событиями русской истории, мощные стены крепостей и храмов, рельеф земли, ее складки и сдвиги, буйные заросли трав на берегах рек и букеты из них. Такова серия рисунков «Архитектура Старой Ладоги», крепости Х|| века на берегу реки Волхов, на «пути из варяг в греки», мир простых вещей, окружающих человека в его повседневной жизни, портреты. При рисовании с натуры каждый раз ставлю за- дачу передать то свое душевное состояние, то ощущение, которое возникло от соприкосновения с жизненным объектом. Работа должна выражать не только зрительные представления, но и рациональные знания об изображаемом, стремясь к монументальности и весомости. Ощущение веса позволят вылепить опредмеченное пространство и передать движение масс.Цветок -как предмет, имеющий вес.
Цвет — как выразительное средство, способное передать восторг перед природой, передать жизнеутверждающее мировосприятие. Это одна из вечных задач искусства, будь то Помпейские фрески, раннее Возрождение, русская икона, народное искусство. Мне близко отношение к цвету французских фовистов и немецких экспрессионистов, цветовые контрасты, яркий спектральный чистый цвет. В цвете стремлюсь себя ограничить, взять тот минимум красок, тот лаконичный колорит, который позволит решить мою эмоциональную задачу. Анри Матисс говорил: «Семи нот вполне достаточно, чтобы написать любую партитуру... Интенсивность цвета должна соответствовать интенсивности чувств художника...»
Поэтому я люблю делать этюды с натуры цветными фломастерами, выбирая целенаправленно ограниченное количество цветных фломастеров или цветных шариковых ручек для каждой конкретной эмоциональной задачи‚ создающих разный колорит (утро, вечер, солнце, дождь, и т. п.). В отделе редкой книги и в отделе рукописей Государственной библиотеки имени Ленина, в запасниках Исторической библиотеки я впервые познакомилась с русским народным искусством в альбомах Х|| века — с прекрасными литографиями, репродуцирующими лучшие образцы крестьянского искусства, оттисками пряничных досок, лубков. Нравились мне их темпераментный колорит, экспрессивная, выразительная и лаконичная форма, искренность и теплота чувства. В это же время в библиотеке архитектурного ин- ститута я открыла для себя красоту старинных русских и европейских средневековых географических карт.
Особенно сильное впечатление произвели старинные подлинники, рукописные книги Х|\/ века в отделе рукописей Ленинской библиотеки: псалтыри и календари и итальянские хроники с роскошными, с накладным золотом, цветными миниатюрами, напоминающими картины Джотто и Боттичелли, но созданными на сто лет раньше, а также большого формата книги с раскрашенными гравюрами «Города Европы с птичьего полета». Я обнаружила в формулярах на эти книги, что только два человека до меня — в 1928 году профессор Фабрикант, а в 1960 году художник Пивоваров — смотрели эти уникальные книги. В 6О-е годы огромное значение имели для меня творческие поездки по стране с этюдником и блокнотами — по Русскому Северу, по Оке, Волге, Каме, Сухоне, Шексне, Северной Двине, Югу на грузовых судах, на буксирах с баржами, с контейнерами.
Общение с народным искусством: в живой среде его существования увлекло меня и привело в восторг. Знакомство с ним происходило среди суровой и прекрасной природы, хол- мов, речек между ними, шатровых деревянных церквей и в интерьерах изб с характерными предметами крестьянского быта в старинных русских деревнях и городах с удивительными таинственными названиями — Городец, Кинешма, Нюксеница, Тотьма, Гусиха, Тарногский городок, деревни Верхневажья, города Великий Устюг, Сольвычегодск, Верхняя и Нижняя Тойма Вологодской и Архангельской областей. Впервые я увидела рубленные, без единого гвоздя, расписные русские двухэтажные избы с коньками и охлупнями‚ с резными деревянными полотенцами и сюжетными росписями на фронтонах и внутри домов, с пучеглазыми красавицами, хозяином с цилиндром и тросточкой в окружении единорога и льва (составных частей герба Романовых), с райскими деревьями, птицами сиринами.
Яркие прялки, туеса, солоницы, расписные сани, дуги, вышивки, полотенца, ткани, кружева с древними языческими сюжетами удивительно гармонично существовали в интерьерах с полосатыми половиками, белеными печками, медными умывальниками и медными крестами, икона- ми и древними складнями в красных углах. Эти «примитивы», это наивное искреннее искусство крестьян, которые и расписывали плафоны в дворцах и усадьбах помещиков Петербурга и Москвы, искусство, которое несло на себе черты языческой архаики, подготовили почву для моего восприятия европейского искусства конца Х|Х - начала ХХ века.
Этому способствовало и время, в котором жила страна, время «оттепели», Падения «железного занавеса». Оно сопровождалось оживлением культурных событий в стране. В Москве, Ленинграде проходили многочисленные выставки мастеров западноевропейского искусства: выставки Матисса, Пикассо, Сезанна, Леже, Анри Руссо, французских художников: постсезаннистов, кубистов, фовистов, немецких экспрессионистов, американского искусства, в том числе бабушки Мозес, знакомили с прежде неизвестными художниками Западной Европы и Америки. Также и выставки русского авангардного искусства это- го времени — художников «Бубнового валета», Кончаловского, Машкова, Куприна, Шевченко, а также Натальи Гончаровой и Ларионова, Кандинского, Половой, Петрова- Водкина, Малевича, Марка Шагала, гениального грузинского прими- тивиста Пиросманишвили вызывали всеобщий интерес. Выставка книг издательства «Скира», открытие книжного магазина «Дружба» на улице Горького- окно в Европу студентам и любопытным интеллигентам.
Появилась возможность познакомиться с журналами стран народной демократии по искусству и даже подписаться на них. На экранах в домах художников и литераторов демонстрировались фильмы о великих художниках начала ХХ века. В 1960-е годы влияние на меня оказало знакомство и дружба с замечательным художником старшего поколения Татьяной Александровной Покровской. Нас сблизили совместные творческие поездки по стране и работа в домах творчества в Тарусе, Переславле-Залесском, Челюскинской, мы познакомились с ее друзьями — 3.Я.Матвеевой-Мостовой‚ вдовой скульптора Матвеева, А. Н. Корсаковой, вдовой Татлина. Татьяна Александровна окончила ВХУТЕМАС- ВХУТЕИН (1924-1930), училась у В.А. Фаворского, Л.А. Бруни, К.Н. Истомина и мужа «остовца» А.Н. Козлова. Их отличала высокая культура, мастерское владение художественными средства- ми, цветом, глубокие и точные колористические отношения на холсте. В условной живописной системе - реальные жизненные сцены и события, люди. Яркая эмоциональность и монументальность, органичность жизни человека в природе — это характерные черты ее творчества. Обращение к наиболее плодотворным традициям отечественного и мирового искусства прошлого и настоящего обогатило и раскрепостило меня.
В 1958 году я поступила в студию живописи и графики под руководством талантливого и интересного педагога Элия Михайловича Белютина. кандидата педагогических наук, экспериментировавшего в процессе преподавания. Навсегда остались восторженные воспоминания о творческих поездках на пароходах по рекам России сначала со студией, а потом с друзьями-художниками, в результате которых было создано много графических и живописных работ. Я писала картины и рисовала, не обращая внимания на замечания болтающих за моей спиной благожелательных или критиканствующих зрителей. Участвовала в выставках студии в 1962 году в Доме киноактера, в Доме ученых. в Доме учителя на Большой Коммунистической, ставшей Скандально известной, а также в выставке в Манеже› которая была расценена как формалистская и разгромлена посетившим ее Н.С. Хрущевым.
Я болезненно пережила все это и начавшуюся в стране кампанию против «абстракционизма», этим словом обзывалось любое направление, непонятное чиновникам. Я была приглашена на встречу в ЦК КПСС. На первом заседании было много выступлении молодых художников, музыкантов, писателей. Я пыталась защитить студию и вступила в спор с министром культуры Е.А.Фурцевой, а потом с председателем идеологической комиссии Ильичевым и членом комиссии Аджубеем, с помощником Н.С. Хрущева Лебедевым и другими членами комиссии, доказывая необходимость студии,закономерность поисков художников, пытаясь рассеять дезинформацию о Белютине как о художнике и педагоге.
Фурцева спросила меня, как я отношусь к живописи старых мастеров. На этот странный вопрос я оторопело ответила, что отношусь положительно. однако в современной архитектуре пример. в только что выстроенном Дворце пионеров на Ленинских горах, конструктивистскому по стилю, современная живопись была бы более органичной. Взаимопонимания мы не нашли. После разгрома студии и прекращения занятий я свои живописные и пластические замыслы имела возможность осуществлять только в малых формах — в прикладной графике и рекламе. По материалам русского народного искусства, собранным в поездках по Вологодской и Архангельской областям, я выполнила 60 миниатюрных живописных композиций с изображениями крестьянского труда на упаковках различных ти- пов: комплекс для Комбината декоративного искусства «Русский сувенир», сувенирные спичечные наборы, фирменные стили и фирменные знаки и другое. В прикладной графике для меня былы важны функциональность и точная стили-
стика.
В 1960—1980 годы наряду с прикладной графикой и книжным дизайном я систематически занималась композиционным рисованием с натуры и живописью в многочисленных поездках по стране и домах творчества. Двадцать лет мы скитались по городкам и селам, так перед нами открывалась Родина, которой мы прежде не знали.Последние двенадцать лет я занимаюсь станковой живописью, рисунком и книжным дизайном.
Справка
Член Союза художников СССР с 1963 года
Многократно участвовала в московских,
республиканских, всесоюзных и международных
выставках, а также в пяти групповых и семи
персональных выставках в Москве, Подольске,
Старой Ладоге‚ на выставке «Тридцать лет Мосха»
в Манеже и на выставке «Другое искусства»
в Третьяковской галерее, на выставке «Не конформисты» в Варшаве,Париже, Петербурге.
Около 40 произведений находятся в музеях и частных коллекциях в России. Германии, США. Чехосовакии, Испании‚Израиле.