С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Женщины художники Москвы( путь в искусстве)
Алла Шмакова
Заслуженный художник Российской Федерации
Член Московского союза художников
Истончается тонкий тлен, фиолетовый гобелен,
К нам на воды и на леса Опускаются небеса
Нерешительная рука Это вывела облака,
И печальный встречает взор
Отуманенный их узор.
Недоволен стою и тих Я- создатель миров моих,
Где искусственны небеса И хрустальная спит роса.
Осип Мандельштам
Родилась я 12 июня 1944 года в Москве на Большой Пироговской. Жизнь моя нача- лась в Теплом переулке в коммунальной квартире деревянного двухэтажного дома, который находился в десяти метрах от храма Николая Чудотворца в Хамовниках, где меня и крестили. Самые первые и главные впечатления моего детства — это церковь, окруженная красивой кованой оградой, ворота которой находились как раз напротив нашего дома. У ворот всегда сидели нищие старушки и старички и собирали милостыню. У нашей соседки по квартире тети Нюры (одновременно моей няни) весь угол комнаты был занят иконами, которые сияли киноварью и охрами, а когда зажигали лампадки, это меня совершенно завораживало. Особенно мне нравилась небольшая иконка узкой овальной формы, в бисерно-жемчужном окладе. Мне казалось, что Богородица лежит в очень красивой лодочке — я не понимала, что такое Успенье. Основную часть времени я находилась в этой комнате с тетей Нюрой и иногда стояла вместе с ней на коленях перед этой красотой.Она в это время молилась, о чем-то просила Боженьку, а я еще не умела, а Научить меня, наверное боялись.
Другое сильное впечатление в детстве произвел на меня спектакль «Синяя птица» Метерлинка в Художественном театре. Увлеченная таинством действия, переменой освещения, цвета, музыкой, движением актеров по сцене, я с того момента навсегда полюбила театр. Серьезно рисовать я начала, посещая изостудию Дома культуры «Каучук», в которой преподавал Иосиф Михайлович Рубанов — строгий, в круглых очках, настоящий живописец.
Говорил он очень мало, но то, что говорил, было очень точно и застревало в памяти на всю жизнь. Иногда садился за мой мольберт и показывал, как надо рисовать. На его занятиях я поняла, чем цвет отличается от краски, что каждый предмет суще- ствует не сам по себе, а в связи с другими предметами в пространстве, что свет помогает выявлять форму предмета и что пространство условно ограничено.
Все эти принципы укоренились во мне, когда я попала в группу Е.К. Коваленко, который заведовал кафедрой художественного факультета Московского текстильного института. Евгений Кондратьевич — интеллигентный, иронично-ост- роумный и талантливый художник, одновременно работал и в театре. Сотрудничая с такими режиссерами, как Таиров, Охлопков, выдающимися мастерами сцены, он, будучи человеком широко образованным, помимо лекций по композиции, давал широкое представление о нашей культуре, прошлой и настоящей, и о тех ее твор- цах, о которых на лекциях по истории искусства умалчивали. Говоря о творчестве Фаворского, он рассказывал нам о его переводе книги Гильдебранта «Проблемы формы в изобразительном искусстве». Я впервые от него услышала о таких художниках, как А. Шевченко и В. Чекрыгин, которых тогда еще нигде не выставляли и считали формалистами. На факультете Евгения Кондратьевича считали модернистом и очень грозно осуждали его на ученом совете за то, что он дал задание студентам на З-м курсе сделать эскизы жаккардовой ткани в стиле модерн, который считался буржуазным. Методика его работы со студентами их не удовлетворяла, а после того как студенты завалили деканат заявлениями с просьбой перевести их к Е.К. Коваленко хотя бы перед дипломом, они начали писать анонимки и доносы. В результате партячейке удалось заставить ректора, в общем, порядочного человека, подписать заявление Е.К. Коваленко об уходе ею с преподавательской работы.
Благодаря Е.К. Коваленко, учась на факультете, который готовил художников-орнаменталистов для текстильной промышленности, я как-то естественно увлеклась и полюбила искусство шпалеры. Под его руководством я сделала работу- гобелен «Северные фрески», в котором отразился мой восторг перед фресками Дионисия в церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. С этого диплома началась моя профессиональная деятельность как художника. Определенную роль в моем творческом развитии сыграл Николай Николаевич Золотарев, которы; преподавал у нас живопись. Тоже прекрасный художник театра, великолепный живописец очень тонко и тактично относился к моему увлечению цветом в живописи,старался развивать его. После окончания института Николай Николаевич неожиданно дал мне рекомендацию в Союз художников, таким образом определив мой дальнейший творческий путь.
Первой после диплома значительной работой был гобелен «Чистые пруды». Надо сказать, что гобелен требует от художника не только творческих, но и больших физических усилий и очень больших материальных затрат, так как его изго- товление — долговременный и кропотливый труд.
Первые 20 лет после вступления в Союз художников у меня не было мастерской, и большую часть своих гобеленов я выполняла на фабрике в селе Решетиловка Полтавской области в традиционном центре украинского народного ткачества. Мне там понравилось, и после диплома я долгие годы ездила туда исполнять очередные заказы к выставкам. Основным принципом моей работы было непосредственное участие и руководство всем процессом изготовления гобелена, отчего зависел успех наиболее точного воплощения моего замысла в материале. Здесь я познакомилась и подружилась с очень хорошим, добрым человеком и талантливым художником Надеждой Нестеровной Бабенко. Она открыла для меня многие секреты ручного ткачества на практике.
Обычно творческим импульсом для меня является сильное эмоциональное впечатление. Им может быть явление культуры, природа, архитектура или историческое событие. Поводом для создания гобелена «Слава Баженова» послужило мое посещение Царицынского ансамбля в процессе реставрации. Я почувствовала грандиозность замысла великого русского зодчего Василия Баженова, размах строительства и красоту архитектуры. В результате композиция воплотила весь трагизм и величие этой темы. За этот гобелен в 1990 году я получила Серебряную ме-даль Академии художеств СССР.
Я люблю архитектуру и с большим удовольствием работаю для нее. Самой значительной моей работой в архитектуре было создание четырех шпалер для Белого коридора Московской мэрии (Тверская‚13) на тему «Москва в творчестве Матвея Казакова». Выполненные к 850-летию Москвы в соавторстве с моим мужем, художником В.И. Павловым, они органично украсили архитектуру интерьера‚ исполненного самим Казаковым. В следующем, 1998 году, для зала приемов нашего посольства в Праге я сделала большую трехчастную шпалеру, на которой были представлены шедевры московской архитектуры. В 1999 году за целую серию шпалер, посвященных теме родного города, я получила премию Москвы. В последнее десятилетие я открыла для себя новые выразительные качества гобелена — свойства разных материалов, проявляющиеся в разнообразии техники ручного ткачества, когда скудными, почти монохромными средствами я сделала целый ряд шпалер По рисункам и гравюрам В.И. Павлова.
Верю, они найдут свое место в архитектуре.
Кроме творчества я принимала активное участие в общественной жизни Союза художников. Сначала в комиссии по работе с молодежью, потом в Бюро секции, в Правлении М0СХа, в декоративной комиссии СХ РФ и других структурах. Лет десять была председателем секции ДИ МОСХа. Возникали разные ощущения по этому поводу, иногда радость от сознания того, что смогла помочь хорошему художнику, иногда огорчение, что вся эта деятельность не имеет никакого отно- шения к творчеству и отнимает слишком много сил и времени, то опять радость от того, что удалось сделать красивую, достойную выставку декоративного искусства или первую, но пока и последнюю, выставку «Московского гобелена».
С изменением государственного строя общественная работа потребовала от меня таких качеств, которыми я не обладаю. Нужно было вплотную заниматься хозяйственной деятельностью, помещениями, материальным обеспечением творческой или хотя бы выставочной деятельности секции. Нужно было превращаться в предпринимателя, а для этого иметь совсем другие таланты. Мне стало скучно, и в 1998 году я оставила общественную деятельность. Теперь я работаю в своей мастерской и целиком погружена в занятие любимым делом.
Справка
1991 — серебряная медаль Академии художеств СССР за шпалеру «Слава Баженова».
1999 — лауреат Премии Москвы. Основные выставки в России и за рубежом: С 1969 года участник выставок — в основном композиционными, монументальными шпалерами, выполненными в технике ручного ткачества.
1—я выставка «Московский гобелен» (1990). Групповая выставка в Лондоне, Англия (1990). Выставка «Московский художественный текстиль»,
Осло, Норвегия (1991). Персональная выставка «Возрождение русской шпалеры», ЦДХ (1992).
Триеннале международного гобелена стран Восточной Европы, Турне, Бельгия (1993).
Международные выставки художественного текстиля «Белые ночи», Санкт-Петербург (1993) и «Золотая осень», Москва (1994).
Групповая выставка И. Рукавишников, О. Победова, А. Шмакова — в Академии художеств РФ (1997).
Групповая выставка — В. Павлов, А. Шмакова — Кузнецкий мост, 20 (1999). Произведения находятся в музеях:
в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном Музее-заповеднике «Царицыно», Москва;
в Музее декоративно-прикладного и народного искусства, Москва; в художественных музеях Ярославля, Перми, Саранска; в коллекциях за рубежом — в Германии, Англии, Чехии.