Наталья Свободова Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Женщины художники Москвы( путь в искусстве)

Наталья Свободова
Член Московского союза художников

«В творчестве без отчетливой цели нельзя, на одном впечатлении далеко не уедешь» 
          
                                                                                                                                                       А.П. Чехов
Я родилась в Москве. Детство и молодые годы прошли в одном из Сретенских переулков (Колокольников переулок). Сейчас в Сретенских переулках расположились блестящие офисы банков и так называемое «элитное жилье», переделанное из бывших коммуналок моего детства. (Впрочем, коммуналки в свое время были переделаны из дореволюционных доходных домов). В те времена Сретенка была очень демократичной и отличалась от других, может быть, только тем, что в каждом доме на этой улице был магазин. (Кроме одного дома, где располагался райвоенкомат). Помимо самых обычных магазинов — «Хлеб», «Молоко», — на Сретенке были и довольно необычные. Один из них — магазин «Открытки», где среди тысяч открыток во множестве встречались репродукции картин Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств, работ современных художников.  

Родители мои были драматическими актерами. К сожалению, их профессиональная жизнь сложилась очень трудно, так как их лучшие годы пришлись на трагические 1930-е, годы войны и послевоенной разрухи. Их актерская судьба была связана с режиссером Алексеем Диким, который был репрессирован (конечно, совершенно необоснованно), и это с самого начала повлияло на то, как сложилась их жизнь. Сейчас мне кажется, что родители мои были люди замечательные. К сожалению, при их жизни я этого не понимала. После 8-го класса школы я поступила учиться в Художественное училище Памяти 1905 года, которое пользовалось большой известностью и уважением.  

В училище, по крайней мере на нашем курсе, царила удивительно творческая атмосфера. Громких слов об искусстве не говорилось, но отношение к искусству было какое-то очень чистое, возвышенное и преданное. В единственный выходной - воскресенье — ребята с ранней весны отправлялись писать этюды за город и в парки. Наброски делались везде и всюду. Никто не заставлял - просто была потребность. Самое страшное слово «халтура». Ребята наши все поголовно были бедные или очень бедные. Подрабатывали потихоньку всем чем угодно, только не писали «картинок» на продажу. Угождать вкусам покупателя считалось недопустимым. Впрочем, и покупателей было очень мало.  

После окончания училища я отправилась поступать во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), естественно, на художественный факультет. Этот институт тогда. в пору расцвета и популярности кино, был очень модным. Но главная причина та, что у меня не было никакой надежды поступить в Суриковский институт из-за очень высоких требований. Впрочем, и во ВГИК я в первый год провалилась. Конечно, это было для меня тяжелым переживанием. 

Некоторые мои товарищи, тоже не поступившие, твердо сказали, что второй раз они поступать не будут, так как «институт блатной» и все равно не поступить. Но у меня появилось какое-то упорство. Я работала, как говорится, день и ночь. Извела на композиции - очень важный предмет при поступлении — десятки метров обоев. Они стоили очень дешево, и на обратной стороне удобно было работать кистью и тушью. В этот год случилось для меня определяющее событие в моей жизни. Друзья моих родителей познакомили меня с художником Владимиром Евгеньевичем Егоровым. Владимир Евгеньевич был тот художник, который вместе с К. С. Станиславским поставил во МХАТе «Синию птицу», которая потом шла неизменно в его декорациях лет пятьдесят. Это — первое, что вспоминают, когда говорят о Владимире Евгеньевиче. Но он был просто замечательный и, может быть, великий художник театра и кино. О нем сказано, что «он первый вывел кинодекорационное ремесло на просторы высокого творчества». Для меня Владимир Евгеньевич — мой главный и единственный учитель.  

Со второй попытки я поступила во ВГИК. Проучилась там благополучно положенные пять с половиной лет и защитила диплом на тему «Сказание о невидимом граде Китеже». Диплом получился удачный. Он был представлен на |Х Выставке дипломных работ в Академии художеств сначала в Москве, а потом и в Ленинграде. Несколько лет потом отдельные листы диплома висели на стенах нашего художественного факультета, а один был подарен режиссеру С.А. Герасимову (чье имя носит институт кинематографии) в день его юбилея. 

Так как диплом имел некоторый успех, меня Пригласили работать сразу после института на киностудию «Союзмультфильм» в качестве художника-постановщика. В эту золотую пору «Союзмультфильма» директором студии был человек по фамилии Вальков, не киношник и не художник. Но он любил свое дело, любил творческих людей и помогал раскрыться их талантам. На студии в то время успешно делались фильмы как в традиционной манере («под Диснея») — например, в те годы начиналась серия «Ну, погоди!», — так и совершенно другого, нового направления. Делал первые свои фильмы режиссер Ф. Хитрук с художником С. Алимовым. Начинал Ю. Норштейн. Я сделала как художник-постановщик на студии две картины. Картина «Желтик» (про цыпленка) много раз шла по телевидению. Обстановка на студии была хорошая. Но сказались «идеи», полученные в начале жизни в художественном училище: стремление к искусству станковому как к чему-то высокому и самому важному. Как только я стала членом Союза художников (в 30 лет) и получила официальную возможность быть «свободным художником», я с большим страхом и переживаниями покинула киностудию и пустилось в «свободное плавание».Без зарплаты,без коллектива, без какой- либо поддержки.

Это были очень трудные для меня годы. На жизнь я зарабатывала случайными заказами в издательстве детской книги «Малыш». Издательство было хорошее. Художественные редакторы доброжелательны и с хорошим вкусом. В это время в «Малыше» делали книги М. Митурич, Е. Монин, Г. Макавеева и много других отличных художников. Но я относилась к работе в издательстве, как к средству заработать на жизнь. Редакторы это чувствовали и при всем хорошем отношении ко мне заказами меня не баловали. Я занималась станковой живописью и графикой (автолитографией). Графические работы того времени находятся сейчас в музеях Твери, Ярославля и Тулы. В то время они висели на осенних и весенних выставках московских художников Выставки, самые разные, устраивались в то время часто.  

Хочу рассказать еще об одной стороне жизни московских графиков в 1970-1980-е годы. Депо кажется совсем уже невероятным по нынешним временам. Правительство Москвы (тогдашний Моссовет) выделяло Союзу художников каждую неделю автобус (бесплатны), и художники каждую субботу ездили на этом автобусе и писали акварелью разные уголки и улицы Москвы. Несколько работ этой серии были закуплены у меня с выставки в фонд Союза художников. И не только у меня.  

Первый раз в большой выставке я участвовала, еще будучи студенткой института. Это была выставка «По родной стране». Там я выставила работу «Памятник войны в Сталинграде», написанную во время летней студенческой практики. Потом я участвовала во многих выставках, больших и малых. К сожалению, я не записывала их. И сейчас не записываю. Это большая ошибка, которую я никому не советую повторять. Из последних выставок, в которых я участвовала: «Москва - Петербург»(ЦДХ), «850 лет Москвы» (ЦДХ‚1998), выставка «70 лет Московскому союзу художников» (Манеж, 2003), выставка «Россия (ЦДХ, 2004)» и, конечно, «Весенний салон» женщин-художников в 2004 году, где я стала лауреатом в номинации «Живопись».  

 

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены