С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Женщины художники Москвы( путь в искусстве)
Марина Макаренко
Член Московского союза художников.
Рынок и искусство несовместимы. Спасибо всем, кто помогает нам, художникам, работать в эти жестокие для нас годы!
Я родилась незадолго до начала войны, в 1938 году, в Ленинграде. Поэтому все воспоминания о детстве связаны с войной. Эвакуация. Сестру Галю со школой отправляют в Киров (бывш. Вятка), родину моей мамы. А меня присоединяют к какому-то детскому садику, и нас должны вывезти в Старую Руссу. Но приходит страшное известие: первые эшелоны с детьми разбомбили немцы, которые уже стремительно наступают. Нас возвращают родителям, и мы с мамой едем в Киров. А мой папа, Макаренко Константин Илларионович, остается работать на заводе «Красная заря». Он родом из крестьянской семьи Витебской губернии, закончил физико -математический факультет Ленинградского государственного университета, слушал лекции П. Флоренского. Моя мама, Макаренко (Анисимова) Фаина Ивановна, не смогла получить высшее образование, ее никуда не принимали из-за происхождения. Ее отец, Анисимов Иван Николаевич, отец десяти детей, был сначала дьяконом, затем священником,неоднократно сидел в тюрьме, был в ссылке и незадолго до войны приговорен к расстрелу. Об этом мы узнали позднее, когда он в 1988 году был реабилитирован за отсутствием состава преступления. Пока мы были в эвакуации, о лапе ничего не было известно. Но наконец осенью 1942 года он приехал, чтобы забрать нас в Москву, куда раньше самолетом из блокадного Ленинграда был доставлен вместе с другими сослуживцами. Нас поселяют в 13-метровую комнату в коммунальной квартире. Папа рано уходит на работу, приходит поздно, все работают на оборону. Москву уже не бомбят, но окна заклеены полосками бумаги и вечером обязательно затемнение. Позднее я напишу «Натюрморт моего детства»: на подоконнике стоит плитка, на ней медный чайник, вареная в мундире картошка. Но и картошки-то в то время мы не ели вдоволь. Помню, как мама ездила в деревню менять кое-какие вещи на продукты питания. Сестра Галя учится в школе, и у нее уже есть успехи в рисовании, со временем она поступит в Институт прикладного и декоративного искусства, сейчас она член секции живописи МСХ. А я еще не хожу в школу и очень люблю смотреть, как мама вышивает на швейной машинке. Но вот День Победы! Мы с мамой едем в Ленинград. Наша квартира занята другими людьми, соседка умерла от голода. Мама отправляет оставшуюся мебель и большую, в золоченой раме картину в Москву. Ходим по улицам послевоенного Ленинграда. Помню эти остатки домов с фрагментами комнат, видны обои, где-то висят абажур и занавески. Потом мы увидим все это в кинофильмах. Мне казалось, что такого ужаса, как война, уже никогда не будет, люди должны помнить. И когда в конце 1990-х мы увидели по телевизору, как начали бомбить Югославию, я сидела и не могла сдержать слез. Какой-то ужасный бомбардировщик, похожий на черную птицу с белым глазом, взлетал с авиабазы в Италии. Из прекрасной Италии, этой страны искусств! Как такое может быть? В 13-метровой комнате мы прожили до 1958 года. А пока я учусь в школе, и мне по рисованию ставят все время «пять с плюсом». Одна подруга моей сестры посоветовала отдать меня в художественную школу. Выяснилось, что надо сдавать приемные экзамены, и мама целый год возила меня на подготовительные занятия, где я рисовала кубы, шары и т. д. В 1950 году я поступила в 1 класс (5 общеобразовательный) Московской средней художественной школы при институте им. Сурикова. Семь счастливых лет учебы в этой школе напротив Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Мои замечательные однокашники: Сергей Алимов — художник-мультипликатор, академик; Алик Бойм — художник кино; Борис Бланк — художник кино и режиссер; Наташа Бекина- архитектор; Гуля Джугашвили — филолог; Алла Дудова — керамист, ее уже нет в живых; Андрей Кноблок — художник театра; Вадим Кулаков — монументалист, академик. Володя Лыков — художник телевидения; Андрей Ладынин — режиссер кино; Валера Харитонов — художник театра и живописец. Я не могу перечислить всех, мы до недавнего времени устраивали встречи нашего класса и без конца вспоминали те прекрасные годы и веселые истории тех лет. Нам выпало большое счастье бывать на практике в деревне Бехово, это рядом с усадьбой Поленово. Сначала мы едем на поезде до Серпухова, а потом на старом пароходе с огромным колесом часов пять плывем до Поленова, написанные им в поездках. Эти изумительные красоты берегов реки Оки никогда не забыть! Развалины церкви, кладбище на высоком холме, где похоронен Поленов, на его могиле стоит деревянный крест. Мы застали еще крыши, крытые соломой. И все это мы пишем и рисуем. А какие там закаты: солнце отражается в изгибающейся реке Оке. Экскурсии в музей-усадьбу Поленово наложили отпечаток на всю нашу дальнейшую жизнь. Этот запах натертого воском пола, старинной мебели и книг мы будем помнить всегда. Многочисленные этюды Поленова, написанные им в поездках по библейским местам, и привезенные из тех краев редкие вещички зародили во мне с тех пор страсть к путешествиям. С благодарностью вспоминаем мы педагогов нашей школы: Ю.В. Гусева, А.Х. Валиахметова и педагогов по общеобразовательным предметам: нашего классного руководителя «Суховея» (В.И. Сильвестрова), по физике — Семена Ефимовича, по истории — Ванду Исааковну, по математике — Нину Николаевну, которая любила ставить маленькие двоечки и пятерочки. Но вот школа окончена, я награждена серебряной медалью и получила рекомендацию для поступления в МГХИ им. Сурикова на театрально - декорационное отделение. А я и сама уже решила поступать именно на это отделение. Мы ходили в институт, и театральная мастерская М.И. Курилко притягивала к себе необычными и интересными постановками в различных исторических костюмах. В 1958 году я поступила в Московский государственный художественный институт им. Сурикова на живописный факультет, театрально - декорационное отделение. Живопись ведет А.И. Фомкин, а композицией с нами занимаются М.И. Курилко и М.Н. Пожарская. Михаил Иванович — необычайно яркая личность, ему уже 78 лет, он высок, подтянут, всегда в элегантном костюме, на глазу — черная повязка. О нем ходили разные слухи, будто он дрался на дуэли из-за женщины, где и потерял глаз. Блестящий рисовальщик, архитектор, художник театра, коллекционер, знаток вин, ценитель женской красоты! С интересом мы ходили на его занятия! Но, увы! Через два года он уступил место П.П. Соколову- Скале. Он приехал на своем черном лимузине который как говорили, подарила ему тогдашний министр культуры Е. Фурцева. Мы поставили работы в ряд. «Молодцы, братцы!» — сказал он и уехал. Через год его не стало. Историю искусств читает сам М.В. Аппатов. Живопись ведет Н.Н. Чебаков, рисунок —А.Т. Даниличев, историю костюма - А. Чернова. В 1960 году в нашу семью вошел мой муж Виталий Поляков, студент живописного факультет приехавший с Дальнего Востока. Любили с ним ездить на этюды. Время от времени у нас в институте бывают «кормушки». Это наш профессор по живописи Ф.И. Невежин, бывший тогда председателем худсовета в живописном комбинате, устраивает закупки студенческих этюдов, что было хорошим подспорьем к нашей небольшой стипендии. Руководителя театральной мастерской пока нет. «Сироты», — говорит проректор А.М. Кузнецов. На вот к \/ курсу появляется М.М. Курилко, и диплом мы защищаем под его руководством в 1964 году. Эскизы к оперетте «Фиалка Монмартра» и «Леди Макбет Мценского уезда» — мой диплом. Мы с мужем получаем свободное распределение. Осенью Виталий переносит тяжелейшую операцию, в ноябре у нас родился сын Вадим. Я сижу с грудным ребенком, Виталий устраивается работать в комбинат «Мосгороформление». Эскизы рекламных плакатов и праздничное оформление Красной площади: большие панно на ГУМе и Историческом музее. Муж проработал там до 1971 года. Он ушел из жизни в возрасте 34 лет. В 1966 году начинаю работать на Центральном телепрограмм. Мы должны каждый день, еще на Шаболовке. 19 лет моей жизни будут отданы этой работе в должности художника- постановщика. Отдел художественного оформления телепрограмм. Мы должны каждый день приходить к определенному часу, у каждого свой стол. Я прикреплена к детской редакции. На руках по 5-6 сценариев, надо встретиться с режиссером, все придумать, сделать эскизы, чертежи, согласовать с операторами, пожарными и в срок сдать в производство. Телевидение еще черно-белое, и нет предварительной видеозаписи. Все страшно нервные. Сдать в производство в полном объеме невозможно, цеха всегда перегружены, многие материалы отсутствуют или запрещены пожарными. А для детской редакции всегда все делают по- проще, обязательно надо следить за выполнением декораций в цехах. Помимо этого еще «летучки» и субботники на строительстве Останкинского теле- центра. Наконец заработала цветная 28-я студия с французским оборудованием. Картинка изумительной красоты! Работаю над циклом передач для детей «Веселый городок». Спектакль начинается с показа большого вращающегося макета городка с домиками, оклеенными ситчиком. Каждый раз после съемок макет разбираю и увожу на такси к себе в мастерскую, хранить на студии негде. Мои основные спектакли доя детей. «Золотая пряжа», «Татарская сказка» сказка, «Ученый пес», «Представление начинается», «Счастливый талер»(режиссер А.И. Исаев). С 1973 года член Союза художников СССР, московское отделение, секция театра, кино и телевидения. Участвую в выставках в ВТО, Доме кино, Доме ученых, в выставках Московского Союза художников. Тем временем уже работает Останкинский теле- центр. В 1972 году меня направили на учебу в Университет марксизма-ленинизма Московского городского комитета КПСС. Какое-то время я работаю в молодежной редакции, это цикл передач «В добрый путь», несколько серий телесериала «Наша биография». В 1979 году перехожу в музыкальную редакцию, и мы работаем совместно с моей подругой Элей Савиной в мастерских на Трубной улице. Телефильм «Солнце в авоське» (режиссер И.С. Нетребчук) с участием Олега Попова. Помимо съемок в студии, натурные съемки у нас на Трубной улице. Олег Константинович заходил к нам выпить чаю. Забавная история со съемкой петуха: в номере должны быть два петуха — белый и черный, но их не успели привезти на съемку. Привозят двух белых петухов с ВДНХ, но они не влезают в трубу. Мы срочно клеим из картона трубу и красим одного петуха в черный цвет, а он начинает махать крыльями и почти вся краска — на моей одежде и на лице. Но все-таки мы покрасили его. Основные работы тех лет: музыкальный телеспектакль «Боккаччо», «Бенефис Татьяны Шмыги», «Веселая вдова» (Елена Образцова), «Новогодние огоньки». Телевидение занимает почти все время, а дома растет сын (спасибо родителям, они помогают), он все свободное от школы время лепит. Я часто беру его на съемки. Дома или в мастерской стараюсь писать натюрморты, работа над которыми постоянно прерывается вызовами в цеха, где делают наши декорации и бутафорию. Съемки могут проходить и в выходные и в праздничные дни, с утра до позднего вечера. Участвуем с Элей Савиной совместными эскизами в выставках (1980-е годы): выставке произведений московских художников; 6-й Республиканской художественной выставке; выставке произведении художников театра, кино и телевидения. В Дом творчества в Дзинтари удалось съездить всего один раз, и только на один месяц. Если есть возможность, еду в Ленинград, Ригу, Таллин, Минск, Крым, Среднюю Азию, Грузию, на Алтай, по старым русским городам, иногда вместе с сыном. После 1980-х годов начались зарубежные поездки: Польша, ГДР, Чехословакия. о В 1985 году мне предложили стать художественным руководителем театральной мастерской при КДОИ в связи с уходом И.В. Зеленского. Я хотела работать там по совместительству, но мне не разрешили, и я подаю заявление об уходе С ЦТ. Театральная мастерская, сколько сил было на нее потрачено! Председатель худсовета Б.А. Мессерер. Мы стараемся бережно относиться к каждому художнику Количество заказов увеличивается. Становятся регулярными наши выставки-продажи в салоне на Украинском бульваре, дом 5. Помню радость от покупки японцами двух моих натюрмортов. Югославы активно лото/лают нашу живопись. Сын заканчивает архитектурный институт, он уже женат. Недавно вступил в Гильдию художественного проектирования, они с женой Наташей архитекторы- дизайнеры по интерьеру, пишут маслом. Во второй половине 1980-х годов начинается наша работа над большими занавесами для кинотеатров. Первый занавес живописно -аппликативный для кинотеатра «Гавана», эскиз Б. Мессерера, выполняем авторским коллективом. В мастерских театра им. Пушкина делаем цветной картон, сами достаем материалы. Мы сделали около 15 занавесов для кинотеатров Москвы. По моим эскизам: «Ханой» и «Ашхабад». Но уже приближается 1991 год. Грядут перемены Где-то в трамвае направляется в районную поликлинику «борец с привилегиями» Б.Н. Ельцын. Рыночные преобразования погубили нашу мастерскую. Работа Союза художников остановилась. Начинается наступление на мастерские художников, нас хотят приравнять к предпринимателям, чтобы мы платили аренду по рыночным ценам, как это уже сделали с телефоном. Ходим на митинги к нашему «Белому дому», к бывшему Моссовету. Из центра Москвы художников выживают. Много всего грустного было за эти годы. 2001 год. Звонок от референта нашей Ассоциации художников театра, кино и телевидения Н. И. Ива- новой: «Я вместе с М. Мукосеевой в выставкоме Выставки произведений женщин-художников России «Весенний салон» на Кузнецком, 11». Участвую там двумя живописными натюрмортами. Затем выставки нашей ассоциации на Кузнецом, 11 (выставляю живопись), и Кузнецком, 20 (выставляю 2 эскиза, авторская разработка телефильма о Москве). Большая выставка в Манеже к 70- летию Московского союза художников. Мы с Элей выставляем 2 новых эскиза к «Бенефису Татьяны Шмыги». Участвую в выставках в ЦЦХ «Клуб Творческие среды», организованных Н. Богородской. Спасибо всем, кто помогает нам, художникам, работать в эти жестокие для нас годы! Рынок и искусство несовместимы! Хорошо, что есть еще тихие места, куда можно удалиться на природу, пройти к реке или озеру, Где еще не стоят высокие заборы и не раскуплена земля. Спасибо, Господи, что я художник!